РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Базисные экономические институты функционирования национальной экономики

4 января 2013, пятница
Базисные экономические институты функционирования национальной экономики

Экономические институты можно охарактеризовать как совокупность формальных и неформальных норм и правил, регулирующих поведение людей в экономической сфере деятельности. Процесс определения и закрепления социально-экономических норм, правил, статусов и ролей, сведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенной общественной потребности, называетсяинституционализацией. Процесс разрушения институциональных образований, изменения социальных правил, неприятие институциональных требований социального поведения называется деинституционализациею .

Экономические институты образуются в обществе благодаря тому, что люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща. В рамках общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. В течение некоторого времени эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются.

Во базисными экономическими институтами следует понимать ограничены определенными рамками, правилами и нормами особые социальные отношения в сфере собственности, власти, управления, труда, накопления и распределения капитала, потребления, развития экономической системы.

В теории общественно-экономической формации труд относят к производительных сил, собственность - к производственным отношениям, власть рассматривается как существенный элемент надстройки, управления занимает опосредованное место между производственными отношениями и надстройкой, обеспечивая эффективность хозяйственного механизма. Собственность, власть, управление, труд, потребление, накопление являются экономическими институтами, поскольку рассматриваются как обособленные социальными рамками сферы жизнеобеспечения субъектов экономики. Они являются базисными экономическими институтами, так как для их носителей является основанием для получения доходов (прибыли, ренты, предпринимательского дохода, заработной платы).

Власть как базисный экономический институт включает всю систему властных отношений, которые имеют ограниченную функциональную форму и осуществляются в правовых рамках. ее можно структуру ваты по следующим видам:

- Политическая власть - это политические отношения, порожденные отличием социально-структурных интересов, вытекающих из отношений собственности на средства производства, что приводит социальные преимущества и авторитет владельца и приводит к созданию субъекта и объекта власти, т.е. к отношениям господства и подчинения ;

- Экономическая власть - это субъективно обусловленные материальными потребностями жизни общества отношения, в которых владелец средств производства подчиняет своим интересам других участников производства, причем делает это, руководствуясь именно правом собственника, что, конечно, приобретает и правового закрепления;

- Духовная власть, с точки зрения властной организации, является направлением творческих сил народа на реализацию общественно значимых ценностей, в частности национальной идеи;

- Семейная власть - это построенный на силе авторитета влияние одного или всех членов семьи на семейную жизнедеятельность согласно собственных возможностей и идеалов, в основе которых лежат объективирован общественные потребности.

Объект власти в демократическом обществе случаев можно представить как первоисточник, обладающий суверенитетом и делегирует власть определенным властным формированием. Субъект власти - это чаще всего непосредственный носитель власти, который организует поведение объекта властными средствами в соответствии с интересами этого объекта. Властные средства в демократической организации общества также должны отвечать интересам объекта.

Система экономической власти является доминирующим фактором в определении направлений и результатов социально-экономического развития национальной экономики. Эффективная власть всегда балансирует потребности экономики с имеющимся ресурсным потенциалом. Структура экономической власти влияет на структуру распределения доходов в социально-экономической системе. Экономическая власть структурирует и упорядочивает взаимодействие экономических субъектов и тем самым вносит предсказуемость и устойчивость в хозяйственную систему. Создание эффективной системы экономической власти невозможно без эффективной политической власти, эффективного распределения социальной власти в обществе.

Институт собственности связан с производством и распределением жизненных ресурсов. Как система ценностей, призвана регулировать поведение и взаимодействие социальных субъектов общества в сфере производства, она связана с оценками значение труда, богатства, накопления и отношением членов общества к названных явлений. В процессе исторического развития, когда собственность приобретает статус социального института, она воплощается в совокупности организационных и материальных средств, объединений людей, реализующих его функции, в системе учреждений, производственных структур и т.п..

Итак, собственность за первичным значением является продолжением функций управления и распоряжения, присущих института власти и его государственным образованием. Эти функции к производству жизненного ресурса и его распределения в обществе. Поэтому функция собственности - это регуляция отношений между людьми по поводу объективных предпосылок производственной деятельности и ее результатов.

Собственность как базисный экономический институт определяет характер функционирования не только социально-экономических, но и организационно-экономических отношений. Любые кардинальные изменения в экономических отношениях должны начинаться с соответствующих преобразований в отношениях собственности. В аспекте материально-вещественного содержания собственность можно представить как некую совокупность материальных благ, денег, ценных бумаг, средств труда, предметов труда, предметов потребления, земельных ресурсов, услуг, нематериальных активов. Объектами собственности являются также природные ресурсы, территория, создан национальный доход, информация и др..

Собственность в системе общественных отношений можно охарактеризовать как отношения между людьми по поводу присвоения названных различных объектов собственности во всех сферах общественного воспроизводства (непосредственном производстве, распределении, обмене и потреблении). Теоретическим отображением отношений собственности является вся система экономических категорий, в том числе стоимость, цена, прибыль, заработная плата, деньги, товар и т.д..

Институт управления в институциональной системе экономики занимает особое место, поскольку находится в функциональной связи с другими экономическими институтами - собственностью, властью и трудом. Институт управления является формой реализации собственности, а система интересов хозяйственных субъектов - объектом воздействия инструментов управления.Организационные формы управления также накладывают отпечаток на содержание и характер труда и являются определяющими в восстановлении мотивов к эффективной трудовой деятельности.

Согласно разделу власти выделяют такие институты государственного управления: институты законодательной власти (парламент, референдум); институты исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти на местах); институты судебной власти (обычные суды, чрезвычайные суды, специальные суды, судебная ответственность, судебный контроль ).

Институты государственного управления можно структурировать согласно структурно-функционального принципа разделения властей: на организационные (институт президента, институт парламента) функциональные (институт референдума, институт административного контроля, институт чрезвычайного положения). Институты государственного управления включают следующие подсистемы: формы правления, формы устройства, формы режима; институт государственного суверенитета: полноту и верховенство внутри, независимость и равноправие снаружи; институт представителя главы государства на местах. Институты государства меняются, трансформируются ликвидируются в процессе исторического развития.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены