РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Основные аспекты проявления роли институтов в развитии экономики

9 января 2013, среда
Основные аспекты проявления роли институтов в развитии экономики

Условия развития экономики в значительной мере формируются институтами. Согласно новой институциональной экономической теории институты определяются как правила поведения, как регулятивные принципы, устанавливающие, или наоборот, запрещают определенные способы действий.

В зависимости от роли в экономической системе, институты разделяют на базовые - основные (например, институт собственности, власти, контрактации, трансакционные издержки) и вспомогательные, которые формируются вокруг базовых.

Зависимости от способа формирования различают естественные институты, те, которые возникают как автоматическая реакция на определенные изменения в экономической среде, и искусственные институты, которые являются результатом сознательной целенаправленной человеческой деятельности, проводится в соответствии с желаемой модели и ориентирована на достижение определенных результатов в будущем.

По степени формализации институты разделяют на формальные, которые закрепляются законодательно-нормативными актами, а на уров-ни отдельных фирм - деловыми контрактами, и неформальные - представлены социальными нормами, а на уровне отдельных участников рынка - деловыми договоренностями.

Роль институтов в развитии экономики проявляется в функциях, реализацию которых они обеспечивают. В научной литературе 1 выделяют следующие основные функции институтов: регулятивную, регламентную, распределительную, информационную, развития и накопления. Путем реализации этих функций институты оказывают влияние на экономические преобразования.

Регулятивная функция институтов заключается в их способности к координации, согласования, организации, кооперации, стратификации (упорядочение последовательности) взаимодействия экономических агентов, управления их функционированием и развитием. Институты регулируют деятельность экономических агентов, устанавливая ограничения набора доступных альтернатив, а также определяя побудительные мотивы их поведения. Четкость правил поведения в сфере экономической деятельности снижает уровень неопределенности в системе рыночных отношений экономических агентов, увеличивает степень их осведомленности о возможных изменениях внешней среды, обусловленные поведением других субъектов. Субъекты хозяйствования, зная условия деятельности, имеют возможность спрогнозировать реакции контрагентов на собственные действия и, соответственно, определить направления своего взаимодействия с элементами внешней среды.

Регламентная функция институтов выражается в формировании с помощью норм и правил институциональных рамок, регламентов экономического поведения субъектов рыночных отношений.

Система институтов и характер их действия влияют на распределение экономических ресурсов в обществе, что является проявлением их распределительной функции. Эта функция институтов проявляется не только через влияние на структуру товарооборота в рамках общей экономической конъюнктуры, но и через формирование определенных типов институтов, обеспечивающих движение ресурсов по четко определенным правилам. Например, функционирование таких финансовых институтов, как биржи, банки, страховые компании, кредитные союзы, - это кодекс правил, по которым происходят сделки и которых должны неукоснительно соблюдаться стороны, заключившие или желают заключить соглашения. Таким образом, распределительная функция институциональной системы, реализуется как через внутреннюю самоорганизацию экономических субъектов, так и через общие правила функционирования экономической сферы, закрепленные законодательно, а также через рыночные институты.

Информационная функция институтов определяется их способностью доносить до субъектов хозяйствования информацию о правилах и нормах, применение которых будет способствовать формированию положительного эффекта хозяйственной деятельности. В условиях очевидного недостатка информации институты уменьшают неопределенность выбора в экономике. Недостаток информации ведет к неопределенности выбора, может вызвать большие потери ресурсов при осуществлении такого выбора. Институты помогают субъектам хозяйствования находить новые источники доступных ресурсов, экономить ресурсы в ситуации выбора, применять технологии их эффективного использования.

В процессе реализации институтами функции развития и накопления они определяют правила деятельности и взаимодействия тех экономических агентов, которые имеют общие цели, используют одинаковые методы и способы их достижения или согласовывают их. Изменение целей, просмотр их значимости, а значит и трансформация технологий их достижения, обусловливают качественное изменение институтов.

Институты обеспечивают координацию действий членов общества в рамках отдельных институциональных подсистем: рыночной, индустриальной, традиционной, общественной, общественного мнения, экологической. Каждой из институциональных подсистем соответствуют свои объекты, свои требования к поведению людей и процедуры регулирования (координации) их действий в том или ином экономическом среде. Объектами рыночной подсистемы являются товары и услуги, которые продают на коммерческих условиях, а также следующие требования к поведению экономических субъектов, как рациональность и ответственность. В рамках этой подсистемы институты закрепляют особые механизмы регулирования рыночных отношений. Индустриальнаяподсистема определяет отношения по поводу производства товаров и услуг и поддерживается институтами, закрепляющих стандарты реализации функций, использование технологий внутри большой производственной системы (корпорации). Такая институциональная подсистема, кактрадиционная, объединяет традиции и персонифицированные связи субъектов хозяйствования.Общественная институциональная подсистема ориентирована на обеспечение реализации принципа подчинения частных интересов общим, учитывая общественную ментальность и общественное сознание. Подсистема институтов общественного мнения определяет рамочные условия формирования взаимодействия экономических агентов на основе "публичности" и закрепляет подходы к реализации возможности привлечь к ним внимание общества. Экологическаяподсистема включает институты, обеспечивающие реализацию принципа общей заинтересованности экономических субъектов в сохранении постоянной равновесия в природе и воспроизведении природного потенциала. Один из важнейших выводов теории институционализма состоит в том, что тенденции эволюционного социально-экономического развития общества определяются не столько соображениями текущей экономической и политической выгоды тех или иных общественных групп, сколько общественными институтами, закрепленными в их сознании и в организационных формах их деятельности, устойчивыми традициями и нормами поведения, которые отвечают ментальным особенностям населения.

Основными признаками институтов являются: 1) институты обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий и, следовательно, закрепляет экономическую деятельность, 2) институты наследуются, благодаря присущему им процессу обучения, 3) институтам свойственна система стимулов, без которой они не могут существовать, 4) институты обеспечивают свободу и безопасность действий человека в определенных пределах; 5) институты сокращают трансакционные издержки, т.е. затраты на поиск и обработку информации, оценку и защиту того или иного контракта, именно так, как технологии сокращают производственные расходы  .

Роль институтов в развитии экономики проявляется в повышении или снижении ее эффективности. Так, все институты можно разделить на три группы: 1) институты, повышающих эффективность экономической системы, 2) нейтральные институты, 3) институты, снижающие эффективность экономической системы. Институты, повышающие эффективность экономики, обеспечивают улучшение по Парето, т.е. уменьшают трансакционные издержки экономической системы, что приводит к повышению доходов всего общества. Роль нейтральных институтов заключается в снижении транс акционных издержек для одной группы экономических агентов и одновременном росте для другой. При таком перераспределения не достигается эффективность экономической системы в целом. Развитие институтов, которые четко не определяют правила деятельности экономических агентов и недостаточно адаптированы к специфике среды их функционирования, приводит к снижению эффективности экономической системы, что проявляется в усложнении процессов обмена, росте трансакционных издержек экономической системы. В процессе экономического развития происходит постоянная адаптация институтов к условиям и задач функционирования экономики, которая сопровождается развитием эффективных институтов и отмиранием неэффективных.

Формирование институтов - это хотя и сложный и длительный, но непрерывный процесс, обусловленный общественным развитием. Так, формирование новой экономики, которая характеризуется отправной ролью человеческого и интеллектуального капитала, высокой специфичностью и уникальностью нематериальных активов, существенной инновационной составляющей, сопровождается появлением и развитием новых институтов, которые регулируют социальную и экономическую поведение в рамках новых технологий взаимодействия, новых рынков, новых общественных сетей.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены