РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Теории государственного регулирования национальной экономики

3 января 2013, четверг
Теории государственного регулирования национальной экономики

В экономической науке сформировались противоположные подходы к роли государства в национальной экономике. Главным образом, можно выделить кейнсианскую, неоклассическую, институциональную теории государственного регулирования. Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики государства, формируя при этом альтернативные модели государственного регулирования экономики - либерально-монетарную, стабилизационно-трансфертной, рациональных ожиданий , экономики предложения.

В теории ДЖМ. Кейнса обоснованно возможные пути стимулирования эффективного совокупного спроса на рынке благ и денег в закрытой и открытых моделях народного хозяйства с влиянием государства и внешнеэкономическим воздействием, с использованием при этом инструментария фискальной, денежно-кредитной и валютной политики государства.

Если классическая модель рыночной экономики предполагает полную занятость, не допускает перепроизводства или недопроизводства товаров, поскольку предусматриваются полная эластичность цен и заработной платы, то кейнсианская макроэкономическая теория тезис о равновесии при полной занятости и полного использования ресурсов ставит под сомнение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, поскольку это проблемой длительной взвешенной политики государства, связанной с управлением макроэкономическим круговоротом с помощью косвенных методов воздействия: инструментов финансовой и валютной политики государства.

Основными постулатами кейнсианской макромодели есть такие: 1) спрос является определяющим относительно предложения в исследовании рынка, 2) имеющийся совокупный спрос на рынке не гарантирует полной занятости и полного использования ресурсов, 3) саморегулируемая экономика обречена на недостаточное инвестирование, поскольку в условиях рыночной экономики населения оказывает большее предпочтение ликвидным деньгам, а не экономией, 4) важным фактором обеспечения макроравновесия является государство, через инструментарий фискальной политики поддерживает эффективный уровень совокупного спроса, тем самым стимулируя деловую активность народного хозяйства; 5) недостаточный уровень эффективного спроса можно компенсировать увеличением затрат на новые инвестиции , а их объем играет важную роль в определении уровня занятости; главным инструментом развития спроса е поддержка государством инвестиционной активности; 6) общий объем занятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению, предельной эффективностью инвестиций, нормой процента. Соотношение между ростом инвестиций, с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой, представлено через теорию мультипликатора, которая стала центральным звеном экономического учения Кейнса И вообще раскрыла механизм экономического роста.

Альтернативными концепциями государственного регулирования экономики является монетаризм, экономика предложения, рациональных ожиданий. Идеи монетаризма, в основном обоснованы в трудах М. Фридмена, базируются: на критике чрезмерного вмешательства государства в экономику, поддержке частного предпринимательства как источника экономического развития, позиционировании главного инструмента государственного регулирования экономики - регулирование денежной массы; ограничении государственных социальных трансфертов.

По сути главная детерминанта монетаризма состоит в том, чтобы подчинить экономическую теорию практическим задачам государства, чтобы политика в области денежного обращения большей степени отвечала потребностям государства и субъектов хозяйствования.

Важное место в системе альтернативных теорий государственного регулирования занимает теория рациональных ожиданий (теория ма-крорациональних надежд Ф. Модильяни). Понятие "рациональные ожидания" впервые предложил еще в 1961 г. американский экономист Дж. Мут, идеи которого получили развитие в опубликованной в 1972 г. статье Р. Лукаса "Надежды и нейтральность денег". С обоснованной ими теории следуют два существенных вывода: 1) о полном нейтральность денег в реальных переменных в экономике, 2) рациональные ожидания экономических субъектов нейтрализуют, а потому делают неэффективным, государственное регулирование экономики в любых формах - либо в бюджетной, то в денежно-кредитной.

Идеи рациональных ожиданий было развито в трудах ВМ. Усоскина, Л. Харриса, К.Р. Макконнелл, СМ. Брю. целом теория рациональных ожиданий имеет три фундаментальные предпосылки реализации: 1) рациональный характер формирования ожиданий хозяйственных агентов, согласно которому последние эффективно и целенаправленно используют всю имеющуюся информацию для прогнозирования будущего развития конъюнктуры и обосновывают на этих ожиданиях свои решения, 2) гибкость ставок заработной платы и цен, а также быстрое их приспособления к изменениям спроса и предложения 3) высокая степень конкурентности рынков товаров и экономических ресурсов, в результате чего для системы характерным будет состояние постоянного равновесия.

Неоклассическая теория государственного регулирования "экономики предложения" А Лаффера и Дж. Гилдерой особое внимание уделяет анализу фискальных механизмов стимулирования предпринимательской активности. Создан "экономикой предложения" проект налоговой реформы был адаптирован в 80-х годах XX в. Р. Рейганом при снижении подоходного налога с 70 до 38% и уменьшении налогообложения недвижимости, накоплений и инвестиций. Новой налоговой политикой государству удалось поддержать предпринимательскую инициативу и стимулировать американскую экономику к экономическому росту.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены