РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Жадан в гостях у Лузиной. Вышла совместная книга двух принципиально разных авторов. Зачем это им?

13 мая 2013, понедельник
Жадан в гостях у Лузиной. Вышла совместная книга двух принципиально разных авторов. Зачем это им?

Новость о выходе в издательстве «Фолио» одной на двоих книги Сергея Жадана и Лады Лузиной «Палата № 7» вызвала у любителей современной украинской литературы удивление. Сначала многие считали это шуткой. Затем появились насмешки - некоторые недоброжелателей даже предполагали, что вскоре Жадан начнет писать тексты песен для Натальи Могилевской.

Скандальную литературную новинку читал: Олег Коцарев

А в журнале «Украинская неделя» вышла статья с весьма острой критикой, так сказать, культурно-политического аспекта события: неизвестный автор прогнозирует разочарование Жадана сторонников из-за того, что их любимый автор напечатался совместно с русскоязычной и не слишком интеллектуальной писательницей.

Все эти отзывы были прежде эмоциональные и не опирались на такой «не последний» в деле литературной критики вещи, как прочтение самой книги. Собственно, то и была не критика, а коментарийна реакция на общее событие - «творческий мезальянс». Следовательно, пришло время спокойно посмотреть: что же получилось в этих двух авторов?

Первое, что производит впечатление - количественное соотношение. «И мама прятала это в волосах» Сергея Жадана занимает страницы с 3 по 94, а «Одуванчики» Лады Лузиной - с 95 по 316. Плюс рисунки Лузиной - некая тиражированная псевдосецесия. Становится, следовательно, полностью очевидным, что в этом книжном проекте Жадан является лишь гостем.

Но перейдем к собственно текстов. Большое рассказы (или маленькая повесть) Сергея Жадана «И мама прятала это в волосах», кажется, выдержанное в духе «Ворошиловград» или части эпизодов «Anarchy in the UKR» - это и серия произведений писателя, где растерянный герой непременно бродит каким-либо жарким городком, создавая крайне медитативную и метафорически насыщенную обстановку. На этот раз он вынужден выйти здесь с поезда, потому заболевает его друг, с которым (а также с его маленькой дочкой) они едут на юг, торговать косметикой и духами и отдыхать на море.

В городке теперь надо как-то прожить и прокормиться несколько дней, пока друг выздоровеет. Впереди - приключения, истории и воспоминания, через которые читатель, вследствие достаточно неожиданного сюжетного излучины, узнает или догадается о некоторых тайнах ...

Текст Жадана полон настроением поиска уюта, поиска любви (в ее самых проявлениях). Большую роль играет здесь и авторская чувствительность к пейзажам и погоды, очень трогательная и плодотворное в смысле интересных образов. В этой прозе постоянно чередуются спорожниння и заполнения, внимательно прописаны движения, Жадан также концентрируется на екзистенцийности странствий и, конечно, на своей любимой, так сказать, поэзии постсоветского бизнеса.

Я бы не назвал «И мама прятала это в волосах ...» лучшим произведением Сергея Жадана, однако это довольно интересная и стильная вещь. Ее читаешь с удовольствием, если, конечно, тебе в принципе близка манера письма этого автора.

Остальные 2/3 «Палаты № 7», сиречь «Одуванчики» Лады Лузиной, эстетически является вещью радикально скромнее. Хотя в сюжетном плане выразительной (сказываются различные литературные ориентиры, на все перемешивания «элитарного» с «массовым») и даже - несколько неожиданно - грайливишою.

Ее произведение - это история смерти певца, популярного в 1990-е годы, на фоне уже сегодняшнего шоу-бизнеса, рассказанная с точки зрения нескольких различных участников. Как следствие, в каждом эпизоде ??одни и те же события предстают совсем в разном значении, каждый раз смещаются мотивации, и возникает одна большая взаимонепонимания между людьми. Выписан это остроумно, живо, но слишком элементарно, а, скажем, размышления о любви или счастья, встроенные между щелей этой уголовно-меланхолической повествования, выглядят купленными «в нагрузку».

Порой складывается впечатление, что читаешь не обременен банальной образностью сценарий российского сериала, из тех, которые крутят в и без того занудных междугородных автобусах.

Несмотря различную художественную убедительность, на перекрестке прозы Сергея Жадана и Лады Лузиной образуются общие доминантные мотивы: непонимание человека человеком, поиск покоя и защищенности, мигание окружающей скоростного мира. И это придает «мезальянс» по крайней мере определенный смысл.

Заключение по «Палаты № 7» прост. Все заинтересованные стороны использовали свое священное и неприкосновенное право на странный экспериментальный проект. Он, проект получился не блестящим, а проходным, хотя вполне читаемым. Для чего он Жадана - не совсем ясно: вряд ли любители Лузиной после этой книги сильно заинтересуются и им, хотя всякое бывает. логичным выглядит концепция познакомить читателей Жадана с Лузиной. Хотя тираж 5000 как не говорит о каких-то грандиозных маркетинговые стратегии. В любом случае «Палата № 7» не стоит того, чтобы ее фетишизировать. Правда, я не уверен, что могу с чистой совестью посоветовать ее, зато прочитать ...

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены