РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Авторы программ одновременно есть и авторами учебников

21 июня 2013, пятница
Авторы программ одновременно есть и авторами учебников

 У нас так сложилось, что авторы программ одновременно и авторами учебников. Если хотим мы того или нет, но реально создана монополия на школьную историю в Украине. Как говорила руководитель авторских коллективов из истории п. Пометун, создан привилегированную касту. Странно слышать употребление подобных категорий от историка, какого бы, который, как никто, должен хорошо понимать последствия кастового устройства для общества Индии. Наверное, подобное стремление к обособлению и замкнутости на основании личной преданности, больше говорит об уровне компетентности и моральных качеств такого историка.  Итак, основным аргументом составителей программы по истории для 5-го класса выступает необходимость разгрузить курс от сложных формулировок и идеологии (под которой понимают ценностный контекст). В поддержку этого аргумента выдвигаются следующие положения. В классе детям читается только вводный курс отечественной истории, который должен заинтересовать ребенка, а потому не нужны сложные формулировки, ценностный контекст, хронологический принцип в изложении и исторические фигуры. Основная задача курса пропедевтики, по мнению разработчиков программы, - подготовить школьников к изучению истории. Вроде это соответствует основной тенденции в Европейской и мировой образовании к разгрузке.

 Рассмотрим основной и вспомогательные аргументы разработчиков программ, взвесим их цену и вес. Во-первых, люди в 10-11 лет уже не дети, а подростки, которые значительно отличаются от подростков моего поколения: они знают одну или несколько иностранных языков, умело работают с компьютером, разбираются в определенных вещах иногда лучше взрослых. Во-вторых, никто не ратовал за сложные формулировки для учащихся, речь шла о понятии "Украинское государство", "Украина". Неужели это сложную формулировку и неприемлема для нас ценность? Тогда возникает закономерный вопрос: а кому Украины является ценностью, если не для нас?  Сразу отметим, пропедевтической курс истории во всех странах имеет более воспитательный и развивающий характер и посвящается ознакомлению с выдающимися фигурами и узловыми событиями отечественной истории. То есть на этих уроках ученики узнают об историческом прошлом своей Родины, выдающиеся фигуры национальной истории, судьбоносные события и т.п.. Цель курса - обеспечить прежде положительную национальную самоидентификацию и высокое самоуважение подрастающего поколения, а затем и общеевропейскую и глобальную идентификацию. Отметим, если мы хотим жить в единой стране, то следует позаботиться об усвоении общих подрастающим поколением. Ни успешное государство не может существовать без твердой основы из ценностей, которые разделяют все ее члены. Безусловно, большинство этих ценностей должно основываться на принципах свободы, демократии, прав человека, верховенства закона. Однако, крайне необходимо выработать определенные представления и понятия и о нас, украинское: 1) кто мы в этом мире? 2) какую роль видгравалы и играем в европейской и мировой истории? 3) чем мы можем гордиться в своей истории и в современности? 4) к чему мы стремимся и кем хотим быть?

 Следует хотя бы в общих чертах определить ответы на эти основные вопросы в пропедевтики курсе истории. Если возьмем пример британцев, французов, поляков и другие европейские нации (в том числе близкие нам своим недавним историческим прошлым Литву и Эстонию), то увидим, что каждая из них имеет базовый набор представлений о себе, которые опираются как на современные достижения, так и на историческое прошлое. И эти базовые представления имеют институциональную поддержку в виде семейного воспитания, средств массовой информации и образования. Важный момент: эти представления обязательно основываются на высоком уважении к своей национальной общности.  Если посмотреть на ориентировочную программу для учащихся 4-го класса российской начальной школы, то увидим там "Древнюю Русь", "Древнюю Москву" и т.д.. Но обратим внимание, речь идет о четвертом класс начальной школы, а в основной школе в 5-м классе мы увидим "Народы и государства нашей страны в древности", "Древнерусское государство" и т.п.. Как ни странно, но наши российские коллеги не разгрузили содержание за счет потери идентичности подрастающего поколения. Не станем лишний раз подчеркивать то обстоятельство, что российские пятиклассники знать больше о древнерусское государство со столицей в Киеве, чем их ровесники в Украине, что изучать обезличенных киевских князей и казаков. Итак, как видим, в отличие от российских программ в новых украинских программах понятия "государство" исчезло вообще, не говоря уже о "Украинское государство".

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены