РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Имена знакомые ученикам

19 июня 2013, среда
Имена знакомые ученикам

 Во-первых, имена Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинская знакомые ученикам еще с младшей школы с уроков украинского языка и литературы. В курсе «Я и Украина» для младшей школы также различные сюжеты, в том числе связанные с историей Украины. Также систематический курс истории Украины для 9-го класса предусматривает ознакомление с общественным контекстом деятельности этих деятелей. И не могу представить школу, где бы не проводились Шевченковские дня, не организовывали чтение стихов, не изготовляемых школьные стенгазеты и т.д.. Речь идет, опять же, о «невидимый учебный план». Это если отвечать на упреки, что «выбросили Шевченко».

 Во-вторых, авторы программы предупредили о концептуально других подходов к укладке программы на основе положений стандарта, утвержденного в 2011 г. Первая составляющая содержания в стандарте для основной школы сформулирована следующим образом: «Человек в истории. История как процесс, наука и живая память о жизни людей. Источники знаний о прошлом. Время и пространство в истории. Люди в истории. История вокруг нас. История семьи - края - Украина ». Поэтому логично на основе этого положения создания программы для 5-го класса под названием «Введение в историю» с другими подходами к формированию содержания. Чтобы «замкнуть кольцо» пониманием того, чем история, авторская группа исторического компонента стандарта заложила в требованиях к результатам знаний для последнего класса изучения в старшей школе: «Знает и понимает суть истории как процесса, науки и живой памяти, возможность сосуществования различных интерпретаций событий мировой и украинской истории ». 

Программа для старшей школы еще не создана, время ей должно прийти только в 2017 году. Хотелось, чтобы эта идея «дожила» независимо от того, кто и когда заключать программу для старшей школы.  Итак, действительно подход к изучению истории пятиклассниками оказался другим. Это означает концептуальные изменения в отборе содержания по сравнению с предыдущими вариантами программы для 5-го класса «История Украины». Программа предполагает не уплотнения материала, как это указывает п. Терно, а другой подход к отбору содержания, уменьшение количества чисто фактологического материала «событийной» истории, поскольку систематическое изучение курса истории Украины предусматривается действующим учебным планом, по-прежнему с 7-го класса . Неизбежно придется прибегнуть к арифметике, чтобы «разрушен временной баланс», как отмечает г Миса, восстановился. 

Было неоднократно подчеркнуто, что вместо прежних 27-ми уроков пятиклассники в следующем учебном году отечественную историю изучать всего 12. Однако было указано, а куда же делись те остальные двадцати уроков, и что именно предлагается новой программой на них изучать. К сожалению, у нас существует очень древняя традиция изучать предметы понедельно. Учебный год делится на семестры, однако учебное время измеряется неделями учебного года. Их на сегодня формально 35. Поскольку учебный план (бюджетно-организационный документ) предусматривает самую такое количество часов, это означает один урок раз в неделю. Уже давно (лет тридцать) учителя-практики обращают внимание на нецелесообразность такого временного распределения. За неделю изучения как минимум десяти предметов ребенок забывает о предыдущий урок. Однако не об этом речь. Так вот, от 35-ти часов должны отнять уроки тематического оценивания и обобщения. Новой программой предусмотрено четыре практических работы, содержание трех из которых направлен на изучение «близкого» истории - семейной и истории родного края. Остаются те 27 часов. 

Каким же содержанием они теперь наполнены: раздел I - «Откуда и как историки узнают о прошлом», в котором расширен до 9-ти уроков материал об истории как науке, предполагается первичное ознакомление школьников с различными видами исторических источников, практические работы по анализу фотографий, семейных архивов и географических названий родного края. Эти знания и умения очень важны для изучения системного курса истории в следующих классах. Содержание в программе сформулирован так: «Истоpiя как наука. Исторические исследования. История и время. Исторический пространство. Историческая карта. Вещественные исторические источники. Музеи. Письменные источники. Архивы. Географические названия в исторической науке. Язык как источник знаний о прошлом. Фольклор ». Авторы будущих учебников для освещения этих вопросов программы могут использовать как примеры из истории Украины, так и примеры европейской и мировой истории, должно развивать интерес, любознательность, показывать контекст истории Украины, параллельность определенных процессов - с учетом 10-11-летнего возраста школьников.  Раздел II - «О ком и о чем рассказывает история» на примере конкретных исторических событий и явлений предусматривает предоставление учащимся возможности понять, из чего состоят сюжеты предмета «История». Вот предложенный содержание деятельности по программе на десять уроков. Люди в истории: исторические деятели, группы людей и народы. События и явления в истории: открытие, битвы, путешествия, хозяйственное и повседневную жизнь. 

Жилье и быт древних жителей Украины. Киевские князья. Введение христианства. Украинское казачество в сражениях и походах. Украинское село и город в XVII-XVIII вв. Открытие Харьковского университета и его влияние на украинскую культуру. Украинская революция 1917-1920 гг Украина в годы Второй мировой (1939-1945) и Великой Отечественной (1941-1945) войн. Провозглашение независимости Украины. Именно этот раздел ближе связан с привычной схеме и одновременно вызвал наибольшую критику.  

Относительно замечания об отсутствии имен конкретных лиц в программе считаю целесообразным подчеркнуть, что их выбор является ответственностью авторов учебников. Со своей же стороны обращаю внимание, что невозможно рассказывать о киевских князьях или введения христианства без упоминания о Владимире Великом или Ярослава Мудрого, князя Святослава или княгини Ольги. То же самое касается других тем, раскрытие которых предполагает показ роли тех или иных исторических лиц. В частности, вряд ли любой автор учебника на основе такой программы сможет рассказать о Харьковском университете, не предоставив сведения о В. Каразина, о котором, кстати, шансов узнать вне урока истории юным украинским - не жителям Харькова не так много. Ли об украинском казачестве, не упомянув имени хотя бы одного гетмана или атамана, или об украинской революции без упоминания имени Грушевского? Не представляю себе такого учебника.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены