РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

КТО НАУЧИТ УЧИТЕЛЯ?

4 января 2013, пятница
КТО НАУЧИТ УЧИТЕЛЯ?

Он сам - уверены опытные педагоги, которые считают, что настоящий профессионал должен приобретать новые знания в течение жизни.

 Как стать успешным учителем? Пожалуй, самое главное - чувствовать профессионалом своего дела. А для этого следует приобретать новые знания, и тогда ни ученическое «тяжелое» вопросы, ни профессиональное педагогическое не станет неприятной неожиданностью.

 

В любом деле, которому посвящаешь много времени, хочется достичь совершенства. Поэтому учитель-предметник, который уже довольно долго работает с детьми и не наизусть знает содержание школьной программы, не должен почивать на лаврах.

- Сейчас мы живем в век информационной революции, - говорит ректор Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова Виктор Андрущенко, - так знаний, полученных в университете, на весь период работы не хватает. Надо, чтобы учитель занимался самообразованием. Следует реализовать проект, который называется «образование в течение жизни».

- Независимо от того, чем занимается человек, самообразование, однозначно, является одним из важнейших аспектов совершенствования уровня его профессиональной квалификации и компетентности, - считает Оксен Лесной, директор Национального центра «Малая академия наук Украины».

- Мир динамично меняется, и дети - его зона роста - схватывают все изменения первыми, - уверен Тарас Фасоль, победитель конкурса «Молодой учитель года». - Поэтому педагог должен знать все, что знают дети, но по-другому: глубже, мудрее, качественнее. И не только знать новое, но и уметь объяснить, при необходимости - возразить.

ЧТО МЕШАЕТ?

Современные технические средства и всемирная сеть Интернет делают процесс самообразования достаточно легким.И вся система образования переживает повышением квалификации ее участников. Однако самообразование можно назвать «интимным» понятием - расспрашивать о ней не принято.

- Для самообразования наш центр готовит методические рекомендации и издания, - рассказывает Оксен Лесной. - Используются полной мере эти возможности - то другой вопрос. К сожалению, очень немного преподавателей-внешкольников, которых можно назвать энтузиастами дела постоянного самосовершенствования. Тех, кто четко осознает, что сейчас дети самообразованием занимаются очень активно. Нашим работникам постоянно нужно напоминать, что от их активности в познании того предмета, с которым он выходит к детям, зависит немало аспектов. И успешность деятельности - успешность обучения, и дальнейшая успеваемость детей, и уважение к этому педагога.

Поэтому он должен постоянно развиваться. Однако, как это реализовать? Учитель получает невысокую зарплату и не всегда может себе позволить приобрести, скажем, компьютерную технику, оплачивать услуги интернет-провайдеров, выписывать профессиональные издания. А в селе учителям надо еще и вести домашнее хозяйство.

- Я предложил бы, чтобы классические университеты делали летние школы, летние курсы, - говорит Виктор Андрущенко. - Преподавателям, которые вышли из стен нашего университета, предлагаю дистанционно общаться с институтами и факультетами, кафедрами, они специализировались.

Есть мнение, что учителя пожилого возраста неохотно работают с новой техникой - проекторами, интерактивными досками, компьютерами.

- Если учитель открыт к миру, то новая техника для него - не проблема, - считает Тарас Фасоля. - Конечно, если он «зашорився» в своих разработках, то вряд ли найдет для себя что-то полезное. Однако по собственному опыту могу сказать, что и учителя старшего возраста легко (может не «супер», но нормально) делают презентации и тесты на компьютере. А есть и молоденькие учительницы, которые просто не хотят «обременять» себя такие работой.

СОВРЕМЕННОЕ «вооружения» УЧИТЕЛЯ

Переходя от стратегических мыслей к тактическим, приведем несколько примеров. Современный учитель физики должен быть готов к тому, что его спросят о новейшие исследования Европейской организации ядерных исследований (CERN). Учителю биологии не помешает знать о судьбе клонированной овечки К-лли, а учитель физкультуры должен быть осведомленным с особенностями расписания Чемпионата Европы по футболу Евро - 2012.

- Сейчас ученики самообразованием занимаются очень активно. Часто их уровень требует от преподавателя утроение усилий, чтобы выйти к этим детям с ответами на вопросы, - говорит

Оксен Лесной. - Эти дети по сути пользуются теми же ресурсами для самообразования, что и педагог. Но ребенок там ищет вопрос, а педагог должен найти еще и ответы.

Оксен Васильевич приводит пример: недавно МАН организовала и провела научную школу для руководителей секций физики именно на базе CERN, в крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий.

- Я считаю, что даже эта десятидневная школа не даст исчерпывающих знаний. Прежде всего она вызовет много вопросов, но качественно нового уровня. То есть эта поездка даст толчок к самообразованию, - уверен Оксен Лесной.

Однако предметом единственным должен жить работник школы. Не менее важной составляющей мозаики под названием «успешный учитель» является педагогическое мастерство.

- Владение новыми инструментами (а инструменты учителя - это современные методики) - признак профессионализма, залог эффективной работы учителя, - говорит Тарас Фасоля. - Могу немного сыронизировать: фермеры изучают новые комбайны, программисты - новые языки программирования, а учителя ... историю педагогики. Умный и современный учитель должен знать все новое, берут на вооружение «дилетанты-заробитчане» от педагогики (разные конторы по тренингу, репетиторские центры, центры обучения иностранных языков) - и о «25-й кадр», и о нейролингвистическое программирование, современные тренинги-игры и т.д.. Именно благодаря своей непрерывной самообразованию педагог сможет выбрать среди классических и новаторских методик жемчужины действительно целесообразных и эффективных средств.

Учитель-предметник, а особенно - классный руководитель, должен сделать все, что от него зависит, чтобы ученики стали воспитанными. Это хотя и банальная, но очень важная истина. Для этого он должен иметь собственную мировоззренческую позицию и, как говорил философ Иммануил Кант, нравственный закон в себе. Педагоги знают, что это очень трудно - декларировать общечеловеческие ценности в то время, когда средства массовой информации (или средства массовых развлечений) отображают совсем другие «реалии». Учителя знают, что чрезвычайно трудно объяснить ученикам, почему на самой иномарке ездит бывший двоечник. Однако у каждого педагога должны быть ответы на следующие вопросы.

ПОНЯТЬ РЕБЕНКА. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ - ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Говоря о самообразовании, стоит подумать, в каком именно направлении нужно развиваться. Представим такую ​​ситуацию: рядом работают два учителя. Один из них имеет значительно больший опыт практической работы, прекрасно понимает психологию ребенка, его возрастные особенности, умеет найти общий язык. Другой учитель лучше разбирается в научно-технических новинках, с легкостью может подготовить презентацию, умело работает с компьютерными программами. Кто из них будет лучше, эффективнее? С этим каверзным вопросом мы обратились к Виктору Андрущенко и Оксена Лесного.

- Надо смотреть на личность, - говорит Виктор Петрович. - Бывает так, что молодой человек, который придет в школу, умеет и петь, и танцевать, и обладает новейшими знаниями, и сядет за компьютер, и возьмет ракетку, поиграет с детишками в теннис - она ​​будет более интересной и эффективной. С другой стороны, мы не можем отвергать педагогический опыт - когда опытный педагог видит весь класс, если он знает, как с ним работать. У него были и талантливые, и отстающие ученики. Поэтому нужно смотреть на личность, а механически отдавать предпочтение я бы не взялся.

- Конечно, лучший вариант - совместить эти умения, - улыбается Оксен Васильевич. Люди, которые входят в рейтинг лучших учителей и преподавателей, это умеют. Но, по моему мнению, хороший педагог прежде всего должен понимать ребенка. Все остальное - инструментарий. Понимание процесса познания, детской мотивации помогает формулировать правильные задачи для ребенка. И часто это позволяет достичь того, что не может дать владение никакими техническими средствами. Скажем образно: чтобы выкопать колодец, мало иметь под рукой лопату или экскаватор.Нужно чувствовать, где именно есть вода. Поэтому преподаватель, это чувство должно, может тот колодец копать даже чайной ложкой. Это, конечно, неэффективно, однако воду он в конце концов найдет. А человек, который только владеет техническими средствами, хотя и пользоваться мощным экскаватором, и воду находить редко. Разве что случайно.

УМЕТЬ УДИВИТЬ

Оксен Лесной считает, что для собственного успеха учителю нужно сделать всего. три шага. Первый - осознать существующего багажа для него постоянно мало - наука, в том числе и педагогическая, постоянно развивается. Второй шаг к успеху - найти источники, которые подскажут ему, где искать. Третий заключается в поиске ответов на те вопросы, которые могут прозвучать от современных, талантливых детей.

- Я работаю уже двадцать лет и ни на минуту не перестаю учиться, - говорит директор херсонского УВК «Школа гуманитарного труда» Артем Кияновский. - Учитель, который не развивается, просто перестает быть интересным детям.А школа основывается на давно забытом принципе: учитель должен уметь удивлять детей. И работа над собой дает ему такую ​​возможность.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ОТ КНИГ НЕ станете счастливее

- Развитие личности - это широкое понятие, - рассказывает психолог луцкого «Центра психологии и психотерапии» Ольга Лазаренко. - Это и самообразование (интеллектуальный уровень, приобретения новых знаний), и эмоциональное развитие (понимание и вербализация своих эмоций, интеграция их в осознание и поведение), и физическое развитие (понимание своего тела и усовершенствования собственного физического состояния). Пожалуй, следует констатировать: мы не станем счастливее только от того, что просто прочитаем много книг. Ощущение гармонии наступает, как правило, после того, как три системы - эмоциональная, душевная и интеллектуальная - работают слаженно. А работа педагога является эмоционально изнурительной, энергозатратной. Поэтому часто у учителей с многолетним опытом наблюдается эмоциональное выгорание, повышенный уровень тревоги, неумение расслабляться. Как следствие-раздражительность, агрессия, которая не находит выхода, стереотипные установки, упрощенная коммуникация (без положительного эмоционального отголоски) с учениками и своими родными. Если вовремя не остановиться и не позаботиться о себе, могут даже возникать физиологические нарушения, различные телесные недуги. Мой опыт частной психологической практики подтверждает: если разрешить внутренние конфликты, то, вероятно, бесследно пройдут такие психосоматические болезни, как астма, мигрени, (при условии, если причины были психологические). Поэтому самообразование и саморазвитие вообще - умение не только полезные, но и жизненно важные, которые могут значительно улучшить качество жизни.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены