РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Не нашего поля ягода

1 января 2013, вторник
Не нашего поля ягода

В погоне за престижем некоторые родители предпочитают отдать ребенка в «элитной» школы - и тем делают ей медвежью услугу

Лето - горячая пора для родителей будущих первоклассников. Некоторые из них, конечно, еще весной определились с выбором школы для ребенка, но большинство, во-первых, откладывает это дело на летние месяцы. Почему?Потому что среди вариантов, которые сейчас предлагает отечественная система образования, каждый желающий выбрать для своего ребенка лучший. Это в советское время школы были почти все одинаковые. Разве что какая-то считалась «немного лучше» другой.

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Кроме обычных школ и спецшкол, так сказать, классического образца, работают разнообразные гимназии, лицеи. Где-то делается упор на изучение языков, истории, философии, где углубленно изучают точные или естественные науки. Да что там гимназии - даже обычные общеобразовательные школы имеют возможность варьировать программы, обучать детей по интересными развивающими системами. А есть еще один особый вид школ - такие, куда детей подвозят на бентли и порше, где на родительских собраниях можно увидеть лицо, которые ежедневно появляются на экранах телевизоров или на страницах газет.

Питомник для ЭЛИТЫ

Такие «питомники» были и в советское время - одиночные престижные спецшколы с углубленным изучением иностранного языка. Но рядовому ребенку попасть туда было непросто, потому что почти все места были закреплены за «номенклатурным» потомством.

Сегодня поступить в школу для доморощенной элиты тоже непросто. Но, выбирая для ребенка место учебы, некоторые из родителей думает не о программе, а именно о престижности. И при всем, предпочитает, чтобы его чадо сидело за партой рядом с детьми олигархов, телезвезд и разных там «светских львиц».

Должен признаться: лет четыре назад я к этой теме уже обращалась. Но тогда я работала в «розовенький детско-мамському» журнале, поэтому мои рассуждения о социальном расслоении детей в современных школах безжалостно «зарубили»: «Статья слишком жесткая». Она потом все-таки где-то вышла, но тема времени актуальности не потеряла.Более того, экономический кризис еще больше углубила пропасть между бедными и богатыми, социальное расслоение общества вступило еще более жестких форм. Поэтому неудивительно, что даже малыши уже хорошо понимают, что такое личность «не своего круга». Даже взрослый, оказавшись среди чужих, чувствует себя «не в своей тарелке». А для маленького человека это может стать тяжелым испытанием.

Кстати, если речь идет о социальном расслоении, то оно не всегда отождествляется с состоянием родителей. Когда я размышляла над проблемой, то вспомнила свою школьную подругу, которая после переезда была вынуждена перейти в другую школу. В нашей учились дети научных работников, а в ее новой школе-из рабочих семей. И девочке было сначала немаловажно приспособиться к новому общества. Впрочем, были в этом и два положительных момента. Во-первых, с триечници моя подруга стала почти отличницей: на фоне одноклассников она очень выигрывала. Во-вторых, она научилась толерантно относиться к людям.

НА ПЯТЕРКУ не погуляешь

Моей собеседнице и доброй подруге, психологу Елене Смирновой пришлось в свое время поработать и в обычной, и в специализированной школах, и в довольно престижном лицее, где учились дети из состоятельных семей. Значит, ей есть что сказать по этому поводу.

- Социальное расслоение - это примета не только нашего времени. Оно было всегда. Но при Советском Союзе оно так не бросалось в глаза, а вот теперь к социальному расслоению добавилось и имущественное. Ситуации, подобные истории школьной подруги, сегодня встречаются довольно редко. Так, если вы действительно куда-то переезжаете, надо искать «социально близкий» среду для ребенка.

Приметой нашего стала совсем другая ситуация. Допустим, в вашем микрорайоне есть престижная гимназия, где учатся дети состоятельных родителей. А ваше состояние в них откровенно «не дотягивают». Но вы все-таки отдаете ребенка в эту школу, потому она. ближайшая. Отказать не могут, и ребенок попадает в класс с «заможненькимы буратинкамы». Это очень большая ошибка.

Упомяну историю о том, как одноклассника моего сына родители решили перевести в престижный лицей. Не прошло и нескольких месяцев, как парень снова вернулся в родную школу. Когда я встретила его маму, спросила, что же «не сложилось» в лицее - может, программа не такая, может, учителя плохие? Оказывается, и программа, и учителя были замечательные. Но парень чувствовал себя очень неловко из-за того, что почти всех одноклассников родители подвозили на машинах, а он ездил в школу на метро. К тому же его новые товарищи обычно ходили завтракать в ближайшее ресторанчика, где «бизнес-ланч» стоил около 50-ти гривен, а этой бедной ребенку мама могла выделять ежедневно не более пятерки. В ресторане на эту сумму не погуляешь. «Я не хочу, чтобы мой ребенок чувствовал хуже других, потому что у нее не хватает денег», - сказала мне женщина. И она, безусловно, была права.

«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»

Надо сказать, что, мечтая о престижную школу для ребенка, некоторые из родителей руководствуются еще одним соображением: они хотят, чтобы ребенок с детства общалась с «нужными людьми» и заводила полезные связи. Вот это уже действительно страшная ошибка.

- У родителей срабатывает стереотип, что школьная дружба остается на всю жизнь. Мне пришлось общаться с мамами и папами, которые отдавали своих детей в престижных учебных заведений, чтобы те потом могли войти в круг детей сильных мира сего. Они вырастут наследуют родительские деньги, а там, может, и о школьного товарища не забудут, помогут найти тепленькое место под солнцем. Так вот, эта ситуация очень опасна для ребенка. Надежды родителей, как правило, могут сбыться лишь в единичных случаях. И только тогда, когда ребенок - очень яркая, харизматичная личность. Тогда она действительно сможет поставить себя в кругу одноклассников так, что они не будут учитывать ее материальный достаток. Но в большинстве ситуаций ребенку приходится очень тяжело. Чтобы не стать изгоем, она должна пройти настоящую «школу выживания», жить по двойным стандартам, интриговать, строить из себя шута. Такие тяжелые испытания могут даже закончиться настоящим неврозом. Подумайте, надо ли подвергать маленького человека таким психологическим пыткам?

ГДЕ пиджачок?

Вот вам еще одна история, которую рассказала знакомая учительница. Она устроилась на работу в престижный вуз и изначально была очень рада - ведь деньги там платили неплохие. Но прошло некоторое время, и она стала замечать, что некоторые из детей относится к ней несколько свысока. А потом случилась неприятность - учительнице позвонил лично директор: «У нас ЧП. В вашей ученицы исчез пиджак. Его надо немедленно найти, потому что он стоит сто-о-лькы! ... ».Бедная женщина побежала в школу искать того проклятого пиджака. Нашла. Но на всю жизнь запомнила унижение, которое испытала.

Кстати, воспринимать учителей как прислугу - очень тревожный симптом.

- Детский снобизм, высокомерное «барское» отношение к педагогам - не так просто, как может показаться на первый взгляд, - объясняет психолог. - Это, во-первых, говорит о том, что у подростка есть внутренние конфликты, тревожность, страх, высокий уровень агрессии. Ведь жизнь ребенка из богатой семьи - тоже не мед. Они чаще, чем дети из обычных семей, страдающих от родительской занятости. Родители зарабатывают деньги - и им никогда выкраивать время на собственных детей.

Вообще, в среде, где все измеряется деньгами, учителя, даже если они получают неплохую (как для учителя!) Зарплату, воспринимаются как «второй сорт». Неужели вы хотите, чтобы ваш ребенок вобрала такие убеждения?

И, наконец, если вы все еще мечтаете о школе, где учатся маленькие панычи, вот вам еще история. На этот раз из моего прошлого. Когда-то я работала в отделе права одной всеукраинской газеты. Конечно же, общалась с правоохранительными органами. Однажды сотрудники Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков решили сделать рейд киевскими школами. И выяснилось: если в обычных учебных заведениях старшеклассники иногда покуривают что-то серьезнее сигареты, то в элитных учебных заведениях ситуация очень серьезная. Но куда пойдет наркодилер с пачками «колес» - в школу, где детям выдают пять гривен в день или в элитный лицей, где рядовой ученик получает ежедневно на карманные расходы десятки долларов?

А вообще, умные родители, которые хотят детям добра, имеют, прежде всего, заботиться не о собственных амбициях или престиж, а о том, чтобы ребенок чувствовал себя в школе хорошо. Будет психический комфорт - и ребенок учиться с удовольствием. А это - самое главное для него.

МОЖНО ЗА 30 МИНУТ ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

Почти каждый 20-й учебное заведение в Украине - это гимназия, лицей или коллегиум ...

Хотя, например, собственное «Лицейная образование» начинается с 10 класса. Уже сама вывеска на здании - «гимназия», «лицей» или «коллегиум» вызывает пиетет у родителей и опасения, что их ребенок не справится. Хотя начальные классы в этих учреждениях (если они есть) - это, как правило, специализированная школа. А порядок приема для них четко регламентирован, поэтому правила игры для всех одинаковые!

Что же имеют право требовать у ребенка при поступлении в «обычной» и специализированной школы? Действительно, каждая школа хочет быть особенной. Но всегда название соответствует качеству обучения?

Принимать, КАК ВСЕГДА ...

- Есть обычные общеобразовательные школы, в которых качество обучения ничем не отличается от гимназии, лицея или коллегиума, - считает главный специалист Департамента общего среднего и дошкольного образования МОНмолодьспорту Лидия Щербакова. - Там тоже работают преимущественно высококвалифицированные специалисты, которые дают своим ученикам необходимые знания, эффективно сотрудничают с родителями, достигают высокой результативности в воспитании детей.

По словам Лидии Федоровны, порядок приема детей в первые классы общеобразовательных учебных заведений на 2012 - 2013 учебный год не изменился. Детей принимают в соответствии с территорией обслуживания. Ребенок может начинать обучение и в других заведениях, если есть места.

К специализированной школы (школы-интерната) с углубленным изучением отдельных предметов приема детей осуществляется независимо от территории обслуживания. Оно проводится в сроки, определенные учебным заведением, в форме собеседования в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Этот процесс согласно инструкции (см. рубрику «полезные ссылки)». Собеседование с ребенком должна охватывать выполнение специальных диагностических заданий для проверки уровня общего развития ребенка, его функциональной готовности к систематическому обучению и способности к овладению дисциплин соответственно специализации учреждения.

Такие задания разрабатывает педагогическая комиссия на основе материалов, предложенных центрами практической психологии и социальной работы (психологической службы), и утверждает директор учебного заведения по согласованию с соответствующим органом управления образованием.

В ФОРМЕ доброжелательно СОБЕСЕДОВАНИЯ ...

Именно собеседования иногда приводят к конфликту в формате «школа - родители». Кроме того, задача этих проверок вызывают больше всего вопросов. Лидия Щербакова отмечает, что проверка знаний и умений ребенка сверх объемов государственных требований учебно-воспитательных программ дошкольного учебного заведения не допускается.Не разрешается также проверять умение читать, писать, считать, потому формирование этих навыков происходит в процессе обучения ребенка в начальных классах по действующим учебным программам для 1 - 4 классов.

Принимать ребенка должен учитель начальных классов и психолог в форме доброжелательного собеседования, длится не более 30 минут. Причем - в присутствии родителей.

Готовность к систематическому обучению определяется взаимосвязанными компонентами: физической готовностью (по состоянию здоровья и физическим развитием ребенка), интеллектуальной и личностной. Физическую готовность ребенка к школе определяет медработник, делает соответствующую запись в медицинской карте.

Личностная готовность характеризуется умением ребенка ориентироваться в окружающем мире, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, его отношением к школе, запасом знаний, самостоятельностью, активностью и инициативностью, потребностью в общении.

Интеллектуальная готовность включает в себя умственное и речевое развитие, способность воспринимать информацию, внимание, наблюдательность, память, образное представление, зрительное восприятие, а также фонематический слух.

Если с первым пунктом все более-менее понятно, то относительно двух последних есть вопросы. И действительно - возможно за тридцать минут полной мере проверить личностную и интеллектуальную готовность к школе? К счастью, все украинские дети учатся в школах. А начиная с первого класса, школьный психолог и учитель изучают особенности ребенка для эффективного влияния на ее всестороннее развитие и воспитание в процессе обучения после зачисления в 1 класс.

С ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ - по новому плану

В 2011 году разработана семь вариантов новых типовых учебных планов для начальной школы, по которым первоклассники будут учиться с 1 сентября 2012 года, а ученики 2 - 4 классов с 2013 - 2015 годов соответственно.

Как рассказывает Лидия Щербакова, в этом документе уделено внимание как общеобразовательным ОУЗ, так и специализированным школам с углубленным изучением иностранных языков и предметов художественно-эстетического цикла.

Конечно, в специализированных школах нагрузки учеников больше, чем в общеобразовательных. Так, если в первом классе специализированных школ иностранный язык изучается три часа в неделю, то в общеобразовательной - час. Если возьмем, например, специализированную школу с углубленным изучением предметов музыкального профиля, то в таком заведении в первом классе на образовательную область «Искусство» приходиться четыре часа в неделю, а в обычной школе - две или одна зависимости от типа общеобразовательного учебного заведения.

Неизменными в первом классе всех типов общеобразовательных учебных заведений является количество часов на изучение украинского языка, другого языка обучения, математики, естествознания, трудового обучения, «Основам здоровья», физической культуры. Важно и то, что часы, предусмотренные для физической культуры, не учитываются при определении предельно допустимого учебной нагрузки учащихся.

Надо сказать, что по санитарным нормам, предельно допустимая нагрузка в специализированных и обычных школах одинаково - от 20 часов в начальных классах до 23 в третьем - четвертом.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Согласно законодательству, с 2001 - 2002 года обучения в первом классе дети начинают, как правило, с шести лет и обучаются по единому в Украине четырехлетним сроком. Для зачисления ребенка в первый класс родителям или лицам, их заменяющих, необходимо подать заявление на имя директора, копию свидетельства о рождении ребенка, медицинскую карту установленного образца, которую выдают в территориальной поликлинике.

Подаем также перечень нормативных актов, которыми пользуются учебные заведения при приеме ребенка в школу.

Инструкция о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты) (утверждено приказом МОН от 19.06.2003 г. № 389).

Приказ МОН «О приеме детей в первый класс СОШ» от 07 апреля 2005 года № 204.

Письмо МОН «О применении Закона Украины« Об общем среднем образовании »по расширению сети и организации учебно-воспитательного процесса в гимназиях, лицеях, коллегиуме» от 28.10.2002 № 1/9-472.

ЯЗЫКОМ СТАТИСТИКИ

Всего в Украине 19 690 общеобразовательных учебных заведений. Среди них - 580 гимназий, 377 лицеев и 45 коллегиумов.

СМЕХ, ДА И НЕЧЕГО!

АХМАТОВА, ЛЕСЯ УКРАИНКА И ... Коко Шанель?

Не так давно мы с коллегами пупы надрывали от смеха, просматривая один из сюжетов передачи «Дурнев +1». Она обычно демонстрировалась на телеканале «ТЕТ», но ее легко отыскать в интернете. Ведущий (еще тот провокатор!) Расспрашивал старшеклассников одного из престижных столичных лицеев, где отдыхали, на какой машине приехали ... И ставил вопрос из школьной программы. Хорошенькая девочка, когда ей назвали несколько фамилий женщин-поэтесс и предложили продолжить этот ряд, так и не смогла этого сделать. А вот когда сказали «Гуччи, Прада, Дольче и Габбана», девушка радостно затараторила: «Луи Виттон, Шанель, Бальман, Феррагамо!" Смешно! И не очень. В погоне за престижной школой родители должны помнить еще об одном моменте: не всегда «понтов» вывеска соответствует действительности, а обучение действительно стоит тех денег, которые за него требуют.

Даже очень престижные школы бывают разными, - объясняет психолог Елена Смирнова. - Среди элитарных учебных заведений является действительно сильные, с серьезной программой. Но, во-первых, даже в столице их единицы. И есть простой способ их распознать - в хорошей школе «с традициями» не очень учитывают материальное положение. Главное - способности ребенка, потому что программа действительно рассчитана на талантливых детей.

А вот многие «престижных» учебных заведений для «золотой молодежи» гоняются за внешними символами успеха. Но на самом деле - все наоборот. Моя собеседница, кстати, рассказала о один интересный момент. Если сопоставить качество школьных оценок, то оказывается, что наиболее адекватно знания детей оценивают в обычных школах. В специализированных учебных заведениях (таких, например, как физико-математические школы) оценки часто занижают, ведь требования к ученикам там очень высокие, и даже способный ребенок может казаться слабой ... на фоне гениальных одноклассников. А вот в «питомниках для элиты» оценки завышают! Есть состоятельные родители, которые отдают детей в учреждение, также оценки умудряются покупать! А что за этими оценками? Сплошная тебе шанель ...

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены