РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Базы данных - основа структурного мышления

24 июня 2013, понедельник
Базы данных - основа структурного мышления

 

 Развитие алгоритмического мышления, безусловно, была и остается одной из важнейших задач курса информатики. Проблема возникает тогда, когда он провозглашается единственной задачей, самоцелью, а приложения рассматриваются не как полигон для применения алгоритмов, а как чужеземцы, только мешают «правильном и интеллектуальном» обучению программированию, их использование считается «кнопкодавством» и другие. Самое обидное, когда в категорию «изгнанников» попадают такие продукты, как табличный процессор и система управления базами данных, хотя на самом деле работа с ними является не менее развивающей, чем программирование. Этого не замечают того, что они дают возможность развить другой, чем алгоритмический, тип мышления, который мы назовем мышлением структурным. К этому типу мышления относятся умения:

·          определять параметры объектов и их возможные значения;

·          классифицировать явления и объекты;

·          находить структурные и иерархические связи между классами объектов, классифицировать связи;

·          решать задачи по обработке структур данных (прежде всего - формализовуваты требования по отбору данных по определенным критериям).

 

Образно говоря, речь идет об умении «раскладывать данные по полочкам», которое в сегодняшнем переполненном информацией мире является чрезвычайно важным. И в информатике тема, которая, в случае применения правильной методики, воспитывает именно это умение. Речь идет о базах данных. Эту технологию категорически нельзя перечислять через запятую в ряду «офисных» технологий. Она несравненно фундаментальный, чем, скажем, обработка текстов или создания презентаций. СУБД по сути не является офисным приложением, MS Access включено в пакет Office только на определенных маркетинговых соображений. Фундаментальное значение этой технологии в курсе информатики объясняется не столько тем, что база данных является составной едва не каждой более-менее крупной программной системы, сколько тем, что в основе любой базы данных лежит модель определенной предметной области, а конструирование таких моделей развивает три первых из перечисленных выше четырех компонентов структурного мышления.

 

 Первые 3-6 уроков по теме «Базы данных» должно быть посвящено построению моделей «сущность - связь »предметных областей. Это теоретические уроки, которые должны проходить или с выключенными компьютерами, или с использованием редактора моделей «сущность - связь », например http://www.gliffy.com. Изучение баз данных нельзя начинать с работы в среде СУБД, поскольку тогда технологические аспекты заиливают суть дела, ученику трудно отличить, какие сведения важнее - о составе меню «Файл» в MS Access или о главном принципе семантического моделирования. А главное в этой теме - научиться выявлять в предметных областях сущности (это все равно, что классифицировать объекты) и корректно и неизбыточным устанавливать между ними связи. Такое умение станет прочным фундаментом для дальнейшего изучения и СУБД, и объектно-ориентированного программирования, и вообще сформирует у ученика определенные мыслительные схемы. Это один из важнейших развивающих аспектов курса информатики.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены