РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

ДЕТИ УЧИТЕЛЕЙ: счастливчики и страдальцы

3 января 2013, четверг
ДЕТИ УЧИТЕЛЕЙ: счастливчики и страдальцы

Они по-разному относятся к своему статусу - одни жестоко страдают от него, другие - благодарят судьбу. Их детство проходит в горах тетрадей, методических пособий и учебников по педагогике. Два раза в год оно пахнет цветами, стоящие в 15 вазах. Они засыпают под приглушенные разговоры за стенкой - о проверках с районо, изменения в расписании, будущие экскурсии и суетливых родителей. Иногда им завидуют. Иногда - недолюбливают. Бывает, что и откровенно ненавидят. А они просто дети. Только - учительские.

 

Составить даже среднестатистический портрет учительской ребенка невозможно - все они слишком разные. Есть несколько характерных моментов, которые могут их объединять.Не считая, конечно, вышеупомянутого школьного антуража, окружающей их чуть ли не с рождения.

Возможно, через оте общее, что объединяет не похожих друг на друга детей, много лет назад старый преподаватель педагогического вуза (имя не сохранилось, осталась только легенда) дал своим студентам странное, на первый взгляд, напутствие: «Где бы вам не встретилась учительская ребенок, - пожалейте ее, погладьте по головке »...

ПОД ПРИЦЕЛОМ, ИЛИ КАСТА «прикосновений»

У автора этих строк никаких кружевных воспоминаний о учительских детей не осталось. И желание пожалеть их не было. В нашем классе училась девочка, которую все педколлектив упорно тянул за уши на медаль. Нас это очень возмущало - через острое чувство несправедливости. Естественно, сложился определенный стереотип. Лишь много лет спустя я узнала, что не все учительские дети как сыр в масле катаются. Все гораздо сложнее и драматичнее.

Считается, что ребенок, который учится в школе, где преподают родители - находится, так сказать, «под крылом». А на самом деле - под прицелом. Скрыть нельзя ничего.

Ребенок чувствует будто под микроскопом. Все учителя, которые преподают в классе, считают обязанность доносить маме или папе, как вело себя чадо на уроке и какую оценку получило. Мотивы диаметрально противоположны. В одних случаях это делается из лучших чувств, в других - чтобы подколоть человека: мол, с собственным ребенком справиться не можешь. А бывает и так, что «добрые» коллеги намеренно занижают учительской ребенку оценку, надеясь таким образом заработать себе авторитет среди других учеников. Это уже не говоря о том, как получает ребенок от учителя, с которым у мамы не сложились отношения. А если есть недоразумения с учениками - раздражение преподавателем автоматически переносится на его ребенка. Со всеми последствиями. Да еще и на фоне того, что дети склонны считать: учительский сын или дочь в любом случае - привилегированные лица - хотя бы по факту своего происхождения.

«Я - стерва», ИЛИ ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ?

Небольшое исследование на тему «Когда заканчивается учитель и начинается мама», показало: в основном учитель «не заканчивается» никогда. Эту профессию нельзя снять с себя, как плащ, повесить укутку и розслабитись.Учительство - это диагноз. Так же, как и актерство. И дело не только в профессиональных нюансах - менторским тоне, привычках учить и наставлять - это еще легкий побочный эффект. Гораздо хуже, когда мать и дома относится к своему ребенку, как к ученику. «Иногда плакать хочется, когда рассказываешь маме о том, как прошел день в школе, - делится горьким опытом почти взрослый учительский сын, - а вонаставиться к этому как УЧИТЕЛЬ, а не как МАМА».

А вот довольно самокритично показания мамы-педагога: «Профессия врастает в тебя, и ты становишься ее заложником. Я - стерва дома. Требую от сына невозможного. Я это понимаю, но по-другому не могу ». Характерно, что, осознавая свою порочную поведение с собственным ребенком, мать не находит в себе ни сил, ни, похоже, даже желание что-то изменить. Так проще? ..

Иногда родители-учителя, страдая от избыточного принципиальности, несправедливо занижают оценки собственным детям или просят это делать коллег. Порой такая бескомпромиссность (а если называть вещи своими именами, то просто опасения, чтобы никто не упрекнул) приобретает совсем гротескные формы. Например, одна учительница начальной школы строго запретила дочери-первоклассницы называть себя мамой при всех. Несчастный ребенок, вернувшись домой, долго молчала, а потом испуганно спросила: «Ирина Николаевна, а теперь можно я буду называть вас мамой?" ...

ПОТЕРЯННЫЕ ДЕТИ ИЛИ сапожник без сапог

Если риски, рассмотренные выше, сталкиваются только тех детей, которые учатся в «родительской» школе, то этот - самый большой - распространяется на всех. Потерянные дети - явление, конечно, не массовое, но не такое уж редкое.По злой иронии судьбы, «без сапог» остаются именно те учителя, для которых работа - это призвание. Они отдают себя чужим детям, а свой ... Ну куда он денется, подождет. Но в сутках только 24 часа, а ресурсы человеческого организма не безграничны. Представьте ситуацию: мама - директор школы, заслуженный учитель Украины, «супер-пупер» преподаватель. А сын - малолетний алкоголик. Все сочувствовали: какое несчастье, природа отдохнула. А в ту мамы никогда не знал и потому проявлял в такой дикий способ протест. «Если ты такой умный, - словно говорил своим поведением парень, - почему же мне так плохо?». Отметим, что пьянство - не тяжелая беда потерянных детей. Есть еще наркотики, сомнительные компании, секты, где радостно отлавливают такие неокрепшие души, детства обиженные жизнью.

Потерянные дети не обязательно становятся проблемными в общечеловеческом понимании этого слова. Встречаются и мягкие сценарии. Скажем, довольно распространенной является ситуация, когда благополучные, для постороннего взгляда, дети отворачиваются от родителей, не в состоянии простить им свою детскую заброс. «У меня история вообще, можно сказать, трагическая, - пишет« френд »из социальной сети, учительница по специальности. - Старшая дочь со мной не общается. Основная претензия - «у меня не было мамы». Слишком много, пожалуй, я отдавала работе. Могла что-то делать по-другому? Наверное, могла. Только теперь поезд ушел ». Мне эта ситуация напомнила печальную и поучительную историю знаменитой телеведущей «Спокойной ночи дети» и «В гостях у сказки» Валентины Леонтьевой.Любимица советских детей тетя Валя, приветливо улыбаясь нам с экрана, лишила внимания собственного сына, который видел ее части в телевизоре и очень ревновал к чужим детям. Однажды он крикнул ей в сердцах: «Ты не моя мама, ты всехней мама!» Он ей так и не простил этой «всихности». С оскорбленного маленького мальчика вырос здоровенный жлоб, который поднимал на мать руку и в конце выгнал ее из дома, заставив доживать у родственников. Не посещал, не звонил, не отвечал на звонки. И на похороны не приехал ... Как тут не вспомнить древнюю китайскую мудрость: «Берегите слезы своих детей, чтобы они могли пролить их на вашей могиле».

И напоследок - еще один случай, мимо которого мы не смогли пройти. Возможно, он помешает кому-то допустить роковую ошибку. Или просто поможет вовремя пересмотреть отношение к родному человеку.

«Я училась в школе, где работала мама. Теперь понимаю, что просто ревновала к ее бесконечных тетрадей, факультативов, детей, которые всегда окружали ее после уроков. Но тогда я «закрылась» от мамы. Много раз она пыталась достучаться до меня, но безуспешно. Мне было 23 года, когда я впервые увидела в маме подругу, а не постороннего человека. Произошло это, когда умерла бабушка. Помогая друг другу пережить трагедию, мы стали, наконец, ОБЩАТЬСЯ. За год я уже не имела никого ближе, чем мама ... Когда мамы не стало, мне исполнился 31. Всего 8 лет мы были по-настоящему вместе. И теперь я плачу ... Хорошо, что хотя бы восемь ... Жаль, что всего лишь восемь ... ».

Вместе или отдельно?

Перед каждыми родителями рано или поздно встает вопрос: до какого учебного заведения отдавать ребенка по достижении школьного возраста? Перед родителями-учителями такой дилеммы обычно нет: подавляющее большинство из них предпочитает оформить ребенка в свою школу. Хотя есть и такие, кто категорически против того, чтобы дети учились там, где преподают родители, - имея неопровержимые, казалось бы, аргументы. Как бы там ни было, но «ли учиться детям рядом со своими родителями?» - Одна из самых острых тем на учительских форумах.

«Когда я в 10-11 классе пришла учиться к маме в школу, она отказалась от руководства в моем классе, хотя литературу преподавать ей все-таки пришлось. Но нам было абсолютно комфортно.Относительно оценок все было более объективно.Теперь в ее школе учится мой брат, и ему совсем не мешает полноценно жить мамина присутствие.Нас мама никогда не просила учителей. Цели быть круглой отличницей мне не ставили, но знаний требовали! »

«А я никогда не чувствовала себя учительской ребенком ... В школе вела самостоятельно, поэтому учителям не приходило в голову бежать к маме - ругать меня».

«Многое зависит от воспитания ребенка и от умения управлять своими эмоциями. У меня проблем с учебой сына нет.Удобнее контролировать учебный процесс ».

«Я не уделяю большого внимания проблеме« своих »детей в школе. Дети - чувствительный и справедливый народ, если они видят, что я к ним отношусь так же, как и к своей дочери, о предвзятости не идет. Присутствие моих детей в школе заставляет меня становиться лучше. Мои дети гордятся мной, а я горжусь ими. Разве не прекрасно, что дети знают свою мать не только как хозяйку дома, но и как соратника в школьной жизни, как ценного педагога, который достиг значительных успехов. Учительские дети, переведены в другие школы, никогда этого не знать ».

«Я работаю учителем начальных классов и мой сын учится в моей школе, но в другом классе. Моя проблема - «сгораю на работе», на своих детей времени и сил не остается. Поэтому, основной плюс-ребенок рядом. Вместе идем в школу, вместе-на концертах и ​​праздниках, я всегда в курсе его проблем, вовремя оказать помощь. Сомневаюсь, что могла бы быть такой близкой с сыном, если он учился бы в другой школе ».

«Мой сын тоже учительская ребенок. Проблем в общении с одноклассниками не имеет. Но я приложила массу усилий, чтобы не вести никаких уроков в этом классе. Естественно, раздражает «ябедничество» некоторых коллег. Мой ребенок - такой же ученик, как и другие. И он сам мне расскажет все, что считает нужным. А по обучению у нас с ним секретов нет. »

«Послушайте, вы, те кто отдает детей в« своих »школ. Вы когда-нибудь думали, что с детства нагружаете их таким грузом ответственности, который не каждый ребенок способен нести? .. Ведь она старается не огорчать, быть достойной. Чтобы маме или папе не было стыдно за нее. Для меня окончания школы было отдельным праздником. Мы с братом из кожи вон лезли, чтобы о нас никто ничего не мог даже подумать. Мы воспитали в себе такое чувство долга, что его стало невозможно носить. Нам пришлось очень сложно тогда. И было трудно потом, когда мы поняли, что кроме нас никто так не живет. Мы выросли белыми воронами, которые едва приспособились к реальной жизни. И дров, конечно, наломали оба ».

«К своей школы - в любом случае! Какие плюсы это не сулило бы. Отношение к ребенку формироваться только через отношение к матери. Если ко мне хорошо относятся, будут слишком снисходительными, это плохо. Если меня не любят, то и ребенку жизнь на уроках не будет. Тоже плохо. Так где плюсы? .. »

«Мое глубокое убеждение: с ребенком надо быть в разных школах. Во-первых, это воспитывает самостоятельность у ребенка, во-вторых, у нее должна быть личная жизнь. Хочет поделиться - поделится, но у него должен быть выбор ».

«Никому не пожелаю учиться в школе, где работает мама ... И прошу учитывать, что дети далеко не все рассказывают мамам, особенно если они в одной школе. Ведь, если у ребенка возникли проблемы, то чтобы не прослыть «стукачом», ребенок даже советы у вас не спросит! Поэтому, мамочки, если есть возможность, работайте в другой школе, позвольте ребенку быть для сверстников не сыном (дочерью) учителя, а одноклассником, а для учителей - просто учеником ».

«Вы отдаете ребенка в свою школу, потому что мы, ваши дети, будем под пристальным контролем (так считает моя мама). Но я совершенно не согласна. Если дети - не подарок, как я, например, то позже начнется: «мне в учительскую нельзя зайти», «мне снова стыдно за тебя» и так далее. Но вы, дорогие наши родители, даже не представляете, как нам самим не легко от всего этого ».

ЛИСТАЯ КЛАССИКУ

О воспитании своих детей

По книге Василия Сухомлинского «100 советов учителю»:

Надо избегать парадоксального явления, имеющего, к сожалению, место в жизни: учителю, воспитывающая чужих детей, нет времени для воспитания своих. Я хотел бы кое-что посоветовать учителю-отцу, учительнице-матери. Не забывайте, что дома вы не учитель, классный руководитель, а прежде всего - отец, мать. Не превращайте семью на миниатюрную школу, делайте все возможное, чтобы атмосфера школы оставалась за порогом, чтобы вы и ваши дети были просто хорошей семьей.

Избегайте «педагогизации» своих детей - очень плохо, когда они разбираются во всех деталях педагогической профессии-что к чему, что правильно и что неправильно, что учитель имеет право делать, а чего не мае.Абсолютно недопустимо при детях даватихарактеристикы отдельным учащимся, педагогам. Дети, / что наслушались таких разговоров, становятся высокомерными, у них возникает ложное впечатление о какой-то такое преимущество над другими. Никогда и абсолютно ничем не выделяйте родных детей среди других школьников.

Если есть возможность, оформите своего ребенка в класс, где преподаете не вы, а ваши коллеги. Так будет лучше: вы станете несравненно ближе к своего отпрыска.

Не приносите из школы домой раздражение, нервозность, недовольство. Это очень плохой пример для ваших детей.Если дети запомнят, что школа причиняет отцу или матери одни неприятности, в них постепенно сформируется отвращение к педагогическому труду. Плохие последствия этого - не только то, что вашим детям не захочется учительствовать. Это еще полбеды. Дело значительно сложнее: ученик, испытывает отвращение к труду педагога, становится лицемером и болтуном.

У вас есть прекрасные возможности воспитать у своего ребенка любовь к труду, книги, науки. По своей природе труд педагога - образец благородства. Пусть ваш сын, ваша дочь чувствуют благородство вашего труда, вашу заботу о судьбе других людей.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Лидия МЕРКУЛОВА, учитель математики и физики киевской школы № 8:

- Я руководителем в классе, где учится мой сын. Если есть возможность учить ребенка в своей школе, обеспечить ей надлежащий контроль и надзор, то зачем от этого отказываться? И почему ребенок должен куда-то ездить, если рядом с домом есть школа, в которой работает мама? Он ходит со мной в школу и домой, это очень удобно. Я привожу его в школьную столовую и слежу, чтобы он нормально поел, а не купил себе какую-то булочку или пирожное.То есть он всегда у меня на глазах. А в наше непростое время очень важно физическая защищенность ребенка и постоянный контроль за ней. Я считаю, что чем больше мы следим своих детей, тем меньше хлопот впоследствии иметь с ними, тем лучше и беспроблемными людьми они вырастут.

... Со мной когда-то училась девочка, мама учитель которой относилась к ней слишком строго. Стоило ребенку оглянуться на уроке, мама командовала: «Вон из класса!». Могла поставить ей двойку или единицу - ни за что. Очевидно, считала, что к своей ребенок надо относиться требовательно, чем к чужим. Она замечательный учитель, но жестокая мать.Кстати, многие считают, что учительские дети - несчастный, потому что мама много времени отдает чужим, а свой ребенок - страдает. Бывает, конечно, всякое. Лично я делаю все для того, чтобы моему ребенку было комфортно. Для этого и согласилась на классное руководство в его классе.

Огорчает негативное отношение части общества к учительским детей. Особенно - некоторых родителей. Очевидно, наши дети - благодатная тема для обсуждения, чтобы «сбросить» на них раздражение и негатив. Хотя, по моим наблюдениям, раз дети учителей - наиболее «благополучный» слой подрастающего поколения. Они вихованиши и ответственные - через постоянный контроль родителей-педагогов. А еще - они имеют достаточно высокий духовный уровень, поскольку окружающая среда способствует его развитию.

Дмитрий, 28 лет, журналист:

- У меня не было каких-то преференций от того, что я учительская ребенок. На медаль никогда не претендовал, хотя в целом учился неплохо, особенно по гуманитарным дисциплинам, участвовал в олимпиадах. Но иногда получал и тройки, и двойки - вполне заслуженно - по поведению, например, по математике и физике.

Основные преимущества - то, что мама всегда могла помочь с домашним заданием. Но в школе яз ней почти не пересекался. Она не выкладывала ни в моем, ни в параллельных классах.

Лишь один раз за 11 лет заменяла учительницу английского. Я плохо себя вел - то она или двойку поставила, или выгнала из класса ...

Отношение - как одноклассников, так и учителей - было достаточно ровным, никто меня от других не выделял. Полкласса списывало у меня произведения, а я в них - математику. Жалобы от учителей - да, были. Особенно в старших классах, когда начал курить в школьном дворе - сразу прилагали маме.

Я бы не сказал, что был как-то обделен в детстве родительским вниманием. Единственное - помню, что в классе 3-м или 5-м, нам домой вечерами звонили уже слишком обеспокоенные родители (мама была классным руководителем), то выясняли по два-три часа, и семья от этого, конечно, страдала .

Если не считать эти два момента - бесконечные телефоны разговора и учительские доносы на меня - мне никогда не мешало то, что мама преподает в моей школе. Я не думаю, что это какая-то проблема. Есть маленькие населенные пункты, в которых дети все равно будут учиться там, где преподают родители. В крупных городах, разумеется, есть варианты. Но не считаю этот вопрос принципиальным.

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Ольга Пескова, консультант Киевского Центра томалогии:

Психологический дефицит внимания - не редкость в учительских семьях. Ребенок может вести абсолютно неприемлемо, намеренно провоцировать родителей. Потому что ей нужен кто-то, кто интересовался бы ее душой. А в реальности часто иметь «открытая» для других, а свой ребенок чувствует потерпевшей. Дети, не способны воспринять это, переходят к состоянию вой

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены