РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Электронная таблица - полотно для информатического творчества

25 июня 2013, вторник
Электронная таблица - полотно для информатического творчества

 

 Прекрасным средством «серьезных» развивающих тем, средством компьютерного моделирования, а также средой, где можно применить для решения практических задач навыки алгоритмического мышления, является табличный процессор (ТП). Действительно, электронная таблица - это полотно, огромное поле для творчества, только не художественной, а формульно-числовой, т.е. идеальный учебный инструмент учитывая провозглашенные нами выше задачи курса информатики.

 

 Все задачи, которые решаются средствами ТП, можно разделить на три класса:

·          А. Работа с данными в отдельных ячейках.

·          Б. Обработка рядов данных.

·          В. Обработка наборов однотипных объектов.

 

Задачи класса А решаются с помощью одной или нескольких формул и не нуждаются в работе с диапазонами ячеек. Хотя эти задачи менее интересные и большинство из них можно решать без табличного процессора, например в калькуляторе, они, однако, имеют определенное развивающее значение, ведь, как правило, в такой задаче проектируется и применяется модель экономического, физического или биологического процесса или математической задачи. Крайне важно, что, вводя лишь несколько формул, в табличном процессоре можно реализовать линейный алгоритм или алгоритм с ветвлением и выполнить его для различных наборов входных данных. Аналогом условного оператора в MS Excel есть функция IF, ячейки - это аналоги переменных, их адреса - имена переменных (а еще лучше предоставлять клеточкам содержательные имена), содержание - значения переменных, типы данных в электронной таблице почти ничем не отличаются от типов данных в программировании . 

В ТП также логические функции, позволяющие строить составлены логические выражения, таблицы истинности булевых функций и постигать основы алгебры логики в целом. «ТП-программист» не ограничен синтаксическими условностями языков программирования, он пишет только то «код», который непосредственно касается алгоритма, но главным является то, что ТП процессор предоставляет очень удобное и простое среду для применения алгоритмов к решению практических задач. С точки зрения построения учебных программ по информатике такая связь между алгоритмами и табличным процессором означает, что в тему, посвященную формулам и логическим функциям в ТП, следует вводить такой материал, как «моделирование алгоритмов в ЭТ», а размещать эту тему стоит сразу после или непосредственно перед темой, посвященной изучению линейных алгоритмов и алгоритмов с разветвлениями. 

Многие задачи класса Б тесно связаны с алгоритмической конструкцией повторения, моделируется копированием в электронной таблице некоторой формулы в диапазон. Но самый важный случай - когда копируется рекуррентная формула, например, формула для вычисления ряда чисел Фибоначчи или факториала. В этом случае формула, которую вводит ученик в клетку электронной таблицы, является ничем иным, как телом цикла. Конечно, развивающий момент подобной вычислительной задачи состоит именно в изобретении этой формулы, а не в написании слов FOR, PROGRAM, объявления переменных и т.п.. Есть в ТП ученик сразу обрабатывает самую суть задачи, а в среде программирования выполняет много лишних действий. Таким образом, обучение моделированию простых итеративных вычислений с помощью ТП является более эффективным. Развивающий аспект реализуется и в другом типе задач класса Б - задачам на интерпретацию, выбор типа и построение диаграмм. 

Как показало международное сравнительное исследование уровня математического образования TIMSS, характерной чертой украинских школьников абсолютная беспомощность в решении задач на графическую интерпретацию данных. Действительно, этого материала нет в учебной программе одной из школьных дисциплин, а в информатике он часто сводится к обучению пользованию мастером диаграмм, хотя на самом деле вопрос о том, какие кнопки нажимать в этом средстве, совершенно второстепенное, а первоочередной задачей является приобретение таких умений: интерпретировать диаграммы; подбирать тип диаграммы в зависимости от природы исходных данных. Для выбора типа диаграммы следует применять определенный алгоритм, найти который можно предложить самим учащимся. Замечательная развивающая задача и еще одна связь ТП с алгоритмизацией!

Задачи класса (сортировка, фильтрация, вычисления промежуточных итогов, функции для работы с базами данных) - это пропедевтика реляционных баз данных. У них электронная таблица используется как однотаблична реляционная база данных. Строки таблицы - это записи, каждый из которых содержит информацию об определенном объекте, а столбцы - поля, содержащие значения параметров объектов. Структуры данных такого типа в современном мире чрезвычайно распространены, а умение работать с ними - одна из самых значимых информатических компетенций. Кроме компетентностного аспекта, в этих задачах можно найти и многочисленные развивающие, связанные с последним пунктом в приведенном выше перечне компонентов структурного мышления. Например, запись условий отбора строк в расширенном фильтре требует применения математической логики.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Статьи в картинках

Народная самооборона Ладыжина получила навыки оказания первой помощи. Часть 1Лебединцам не было равныхТворческий профиль литературного поколения "двухтысячников" в зеркале СМИУслуги открытия замков входных дверейОсень для молодежи - пора новых свершенийФутбольный турнир в ЖдановкеУкраина - музейная страна!Туалетная вода для мужчин Gucci By Gucci HommeУклеоцитоплазматичиские органеллы и структуры водорослейДорога памяти одна ...Новый этап западноевропейской интеграции во второй половине 80-х годовЕсть такая профессия - Родину защищать. Часть 1В школу - по расписанию железнодорожнымСельской поселенческой сети: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯКупить Пальто и пуховики в Москве«Возроди Украину в себе»Радиотелефоны PanasonicЧлены постоянной комиссии по вопросам культурыНАТО как один из важнейших компонентов биполярной системы (50-80рр)Гарантии прав местного самоуправления в УКРАИНЕ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ Проблема

Календарь записей

 
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены