РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Теория Гегеля

20 августа 2013, вторник
Теория Гегеля

Своеобразным итогом, вершиной философии истории является теория Гегеля, рассматривает историю как единое закономерный процесс, где каждая эпоха неповторимо разнообразна и представляет одновременно закономерный ступень в развитии человечества. Такое развитие имеет несколько иной характер, чем в сфере естественной закономерности. Законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности людей. Эта деятельность мотивируется взаимоисключающими, разобщенными, эгоистическими потребностями, интересами и страстями индивидов и образует единый адекватное средство, инструмент, с помощью которого история реализует внутреннюю сверхзадачу. Держась частных интересов и удовлетворяя жизненно важные потребности, люди делают гораздо больше, чем задумали. Не осознавая всего, они реализуют закономерности истории, толкая ее ход вперед. Однако исторический процесс для Гегеля - это лишь бесконечный саморазвитие, саморазвертывания мирового Разума, Абсолютной идеи. Отсюда - абстрактность гегелевской философии истории и ее несостоятельность объяснить конкретный ход истории. Важное значение для понимания подхода Гегеля к философии истории имеет разработанная им классификация историографии, делится на три вида: первоначальная история; рефлексивная история; философская история. 

Представители первоначальной истории, к которым Гегель относит античных историков Геродота и Фукидида, преподавали только те исторические события, свидетелями которых были сами. Содержание работ античных историков имеет пространственные и временные границы, и события освещаются бы изнутри исторического процесса. Поэтому неудивительно, что историк античности «не прибегает к рефлексии, потому что сам духовно сжился с предметом, преподает, и еще не вышел за его пределы». В рефлексивной истории изложение материала, по мнению Гегеля, не связывается с участием историка в описываемых событиях. Такая история делится на несколько видов. Во-первых, общая история допускает описание исследователем истории какого-либо народа, государства или всего мира по своим конкретным принципам, которые служат методологией при отборе и анализе исторических фактов и событий. Во-вторых, прагматическая история допускает описание прошлого с позиций современности. Исторические события, характеризующие развитие различных стран и народов, по утверждению Гегеля, неповторимы. Однако в них всегда можно найти общее, что определяется их безусловной принадлежности к общему исторического процесса и позволяет судить о его закономерность. Прагматическая рефлексия исторического процесса, направленная на осознание и осмысление его закономерностей с позиции эпохи, наполняет изложение истории современным содержанием. В-третьих, критическая история допускает изложение не одной истории, а истории истории. Ее цель - критические оценка исторических источников и трудов по проблемам истории, определение степени их достоверности и истинности. В-четвертых, философская история - завершающий вид рефлексивной истории, является переходом к собственно философии истории. В чем же видит Гегель предмет философии истории? По его мнению, философия истории должна рассматривать историю в том виде, в котором она существовала, должна изучать факты и события и не допускать априорных вымыслов. Во второй половине XIX в. традиционный предмет, метафизическая и онтологическая проблематика, находится в центре внимания философии истории, отходит к другим общественным наукам. Тогда же позитивистские теоретики провозгласили конец всякой философии истории, замену ее социологией. Однако социология не смогла вобрать всю философско-историческую проблематику.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены