РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Богдан-Игорь Антоныч (1909-1937)

13 августа 2013, вторник
Богдан-Игорь Антоныч (1909-1937)

Б.-И. Антоныч при получении литературной премии Львовского общества писателей и журналистов 31 января 1934 за свою сборник «Три перстня» (1934) шокировал поклонников поэзии неожиданными для ник соображениями «Я не мандолинист никакого кружка. НЕ выстукивает верблив на барабане деревянного пафоса. Знаю хорошо, что сталь и бунтарство, котурны и сурьмы наших поэтов это преимущественно вексли без покрытия ». Не только читатели, но и писатели были обескуражены таким откровенным признанием, которое шло вразрез с традиционным представлением о роли и месте национального художника в культуре без государственной нации, собственно Украины. Так оно исторически сложилось, что она на протяжении нескольких веков не имела никакой силы, кроме литературного, способной стать на страже своего униженного народа, формировать его волю к свободе. Когда в прошлом веке писатели должны были выполнять роль политиков, педагогов, проповедников и пр., потому что не хватало национально сознательных специалистов, то в период межвоенного двадцатилетия ситуация изменилась (начиная от национальной революции 1917 г.). Теперь уже такие специалисты, хотя и в ограниченном количестве, появились. Перед художниками открылась возможность полнее реализовать свой талант в соответствии с его внутренней природы, не распылять его в внехудожественной сферах. Поэтому Б.-И. Антоныч решился воспользоваться этой возможностью, выйти за пределы коротких кружковых интересов. По его мнению, «где блуждают и теряются деятели, политики, публицисты, философы и т.п., там больше и писатели становятся беспомощны, или упрощают себя в качестве групповых гитаристов». Больше всего мне не воспринимал Б.-И. Антоныч, - некомпетентности в любой сфере человеческой деятельности. Требование, чтобы художники брались за свое дело, были самими собой в творческом поиске, уже имела свою традицию в нашей литературе. Такую проблему поднимали Леся Украинский («В пуще»), М. Вороной, который отстаивал принцип «целого человека», «молодомузивци», «Хатяны» и др..

К сожалению, убеждение Б.-И. Антоныча не могло найти ожидаемой поддержки у общественности, сформированной преимущественно на народнических представлениях: мол, писатель должен безотказно служить обществу. Поэтому возникло несколько искаженное восприятие Б.-И. Антоныча как чудака, как человека «апатриотичнои», неспособной понять социальной действительности, проникнутой стремлением "отделиться" от нее. Почти никто не пытался понять позицию поэта, на самом деле считал литературу социальным явлением и даже оправдывал агитку, но при условии, если она «талантливая и нужна». Его национальное и общественное совести подтверждается многими стихами, вошедших в сборники или остались вне их («Листопад», «убрал», «Франко», «Вверх флаг!» И др.).. Высокий уровень национального сознания Б.-И. Антоныча свидетельствуют слова, написанные накануне преждевременной смерти (6 июля 1937) и посвященные трагедии Круг: «Крути! Круты! Час расплаты близко ». Не чуждался он и общественной деятельности, в частности принимал участие в работе Львовско) «Просвиты» как музыка и маляр. Был он и среди представителей литературного объединения «Листопад», где собирались поэты католического вероучения, и это не отдельные эпизоды его творческой и жизненной биографии.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены