РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Что есть во вступительной записке к программе 5-го класса

20 июня 2013, четверг
 Что есть во вступительной записке к программе 5-го класса

 Во вступительной записке к программе 5-го класса специально указано, что данный перечень событий не является исчерпывающим. Он является примером того, что в прошлом можно найти и правителей, и народы, и отдельные социальные группы, и войны, и революции, и развитие образования, и основания городов и т.д.. 

При выборе тем данного раздела авторы программы сохранили хронологический подход - от древних жителей к современности, стремились ввести региональный баланс: Крым, Правобережье, Запорожье, Слобожанщина, Киевщина, и многоаспектный показ истории. Последнее предполагает отказ от освещения только политической или милитарной истории. Хотя она представлена ??не менее, учитывая темы о казацких походах, князей и две темы с ХХ в. Практические занятия в этом разделе, как и в следующем, предусматривают изучение истории родного края, направленное на ознакомление с деятельностью исторических лиц на локальном уровне и связанность местной истории с событиями общенациональной. 

 Об использовании термина «государство», то согласно возрастных особенностей учащихся 10-11-ти лет это понятие используется при объяснены конкретных исторических ситуаций. Поскольку ученики 5-х классах не завершают, а только начинают изучение предметов образовательной области «Обществознание», постольку громко кричать, что украинские ученики лишены возможности изучить понятие «украинское государство», по меньшей мере преждевременно.  Согласно уже упоминавшейся рекомендаций Совета Европы «О преподавании истории в XXI веке », новая программа для 5-го класса способствует распространению знаний о культурном наследии и объединяет национальный контекст с общеевропейским. 

Реализация этого требования в полной мере заложена в III разделе программы «Что исторические памятники рассказывают о прошлом». Учащимся 5-х классов впервые предлагается как самостоятельный раздел изучения целого спектра историко-культурных памятников Украины, знакомство с которыми как раз и имеет целью воспитание любви к Родине, уважительного и ответственного отношения к прошлому и понимание ценности истории, которая является частью окружающего мира . 

Вот содержание третьего раздела «Что исторические памятники рассказывают о прошлом» на пять уроков: «Храмы и иконы. Софийский собор и Киево-Печерская лавра. Книги и миниатюры. Остромирово Евангелие и «Апостол» Ивана Федорова. Замки и дворцы. Генуэзская и Каменец-Подольская крепости. Бахчисарайский и Мариинский дворцы. Улицы и площади. Улица Крещатик в Киеве. Площадь Рынок во Львове. Парки и сады. Заповедники «Софиевка» в Умани и «Качановка» на Черниговщине ». Интересно, этот перечень также подтверждает тезис о «вымывания национальной истории» или о невозможности формирования самоидентичности?  ли неизбежны сюжетные и тематические потери при написании программы? Безусловно. Не думаю, что кто-то всерьез считает, что в школе можно рассказать «все то, что надо». Несколько лет уже на повестке дня стоит вопрос, что именно можно не рассказывать? 

Какие темы и сюжеты нельзя исключать? Причем речь идет не об отдельно взятом год изучения школьной истории, и не об отдельных курсы, а обо всем предмет "История". И какой бы ни был выбор, неопровержимым является то, что это будет выбор. А вот критерии отбора тех или иных сюжетов или героев / антигероев или упор на вторичности сюжетов, а первичность создание условий для развития мышления и воображения - общественная и профессиональная ответственность. Согласен, что у нас мало исследований, по крайней мере я знаю лишь попытку в рамках проекта фонда «Возрождение» в 2010 г. выяснить отношение родителей, учеников и учителей в действующих учебников (читай - программы). Стоит глубже изучать, чего именно мы учим, когда изучаем историю в школе, какой образ Украины и мира - желанный и создаваемый, какие интеллектуальные возможности мы (не) даем нашим ученикам с первого года изучения предмета «История» до последнего, насколько наши выпускники в результате семилетнего в настоящее время изучения курса истории вообще ею интересуются вне контрольных работ, и готовы откликаться на смыслы культуры, в которых закодировано знание и понимание прошлого.

 Напоследок хочу заметить, что не считаю, что в деле создания учебных программ все в порядке. Повторюсь, что актуальным является создание концепции общего среднего образования Украины, то есть определиться, что именно в знаниях и умениях (любой образования и в целом) ожидает украинское общество от выпускника общеобразовательной школы; четко определить полномочия программы и стандарта, позволив гибкость программ, а значит, и ответственность учителя и авторов учебников за результат изучения. Неоднократно поднимались вопросы о рынке учебников, даже при сохранении бюджетной поддержки приобретения родителями школьников выбранных школой учебных средств. Также убеждена, что создание таких ключевых документов, как концепция, стандарт или программа, должен быть отдельной деятельностью по заказу государства и общества, а не дополнительной нагрузкой на общественных началах во внерабочее время. Надо объявить конкурс с правом создания параллельных рабочих групп и выписанной процедурой как работы таких групп, так и обсуждение результатов их деятельности. Деятельность этих групп должна финансироваться, причем речь идет не о гонорарах, хотя любая работа должна оплачиваться, а о поддержке рабочих встреч и деятельности рабочих групп. Именно решение этих вопросов сможет устранить большинство претензий в ангажированности или политическом заказе (пусть они беспочвенны в данном случае). Остается все еще мало решенной проблема перегрузки школьных программ и истории в частности. Поэтому стремление разгрузить программы надо приветствовать, при совместном обсуждении решать отбор тем и сюжетов - без обвинений, а с обоснованными предложениями, помня, что история - важный, но один из многих предметов, а главным ограничивающим фактором является учебное время.

 И совсем напоследок не могу удержаться от цитаты М. Мудрого, посвященной учебнике истории, но которая поднимает и проблемы программы как основы для такого учебника: «Прежде всего хочу сказать, что вопрос об учебниках далеко не исчерпывает проблемы школьного исторического образования. Главным источником обучения и воспитания для учащихся в школе является все-таки учитель. Поэтому дискуссии вокруг учебника не могут подменять (а это, к сожалению, происходит!) Вопрос о качестве учителей истории, их профессиональный уровень, мировоззрение и пределы ответственности. 

На самом деле влияние школьного учебника на формирование исторического сознания молодых людей и общества в целом очень ограничен. Это хорошо видно в общении со школьниками. Школьники читают учебник иначе, чем взрослые люди. Значительная часть современных школьников вообще не читает учебников. Поэтому исторические представления формируются, главным степени под влиянием позиции учителя (если, конечно, тот имеет способность влиять на других людей), семейного окружения, средств массовой информации, типов исторической памяти и политической культуры, во регионе. В этом смысле важно, чтобы создание нового поколения учебников сопровождала дискуссия относительно задач и роли учителя истории в обществе, его квалификации, способности генерировать мысли.  Да и сам учебник, даже самый лучший, не всегда является благом. А то, что вопрос школьного учебника истории не теряет в Украине остроты, увы, больше, получило отчетливое политическое звучание, стало полем битвы между силами с разным пониманием сути украинства, свидетельствует не столько о недостатках учебников, сколько о проблемах с внутренним состоянием самого общества. 

Образно говоря, есть общество, привыкшее жить по учебникам с указаниями. Поэтому желание создать какой-то правильный и совершенный, с четкими ответами на все вопросы учебник является более тревожным, чем оптимистичным сигналом. Другая угроза учебников заключается в том, что школьный учебник неизбежно отражает взгляды взрослых людей. В современной же Украине существуют поколений пропасти, даже близкие поколения разговаривают очень разными «языками», а то и вообще не желают слышать друг друга. Согласование материала для учебника - это обычно договоренность взрослых людей для достижения каких-то временных, преимущественно политических, целей. Поэтому заложенные в учебнике «компромиссы» и «акценты», их взрослые часто представляют как свои достижения, с большой вероятностью останутся без внимания школьники, не будут ими оценены ».

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены