РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Драматургическое достояние конца 20-х гг

13 августа 2013, вторник
Драматургическое достояние конца 20-х гг

Творческим успехом И. Кочерги стала историческая драма «Алмазный жернов» (1927), основанная на событиях 1768 Выходная внеэтнической ситуация - подавление Колиивщины русским войском, Коднянского расправа, во время которой щербилися польские «топора на гайдамацких шеях ». Напряженная и символическая драматическое действие сконцентрировано вокруг приключенческого мотива поисков драгоценного алмаза. Эта семейная драгоценность князей Вилькомирських, названная по величине жерновом, исчезла в водовороте бурных событий. Наконец алмаз нашла девушка Стеся, ведомая желанием спасти таким образом жизнь любимому-вожаку восставших Василию Облачном. Но алмазное жернов отбирает у нее граф Ружинский. По напряженными перипетиями-трагическая развязка. Стеся сходит; Василий же проваливает голову графу настоящим мельничным камнем, противопоставлен «неоценимое, но вполне ничтожному барском алмаза» как символ (согласно автокомментарий из письма Кочерги к режиссеру В. Василько) «и труда, и мести порабощенного народа».

Драматург композиционно умело синтезировал лиро-драматичность любовной линии и героику казацко-гайдамацкой пренебрежения смерти (мужественные музыканты, Облачный) с юмористики народного остроумия и эмоциональных разрядок (комический дуэт Лозки и Прозкы) соединил трагизм исторической народной (страдания украинского в магнатском ярме) и личной долей. (Офелии-Стеси) нагрузил важнейшие образы-Стеси, этого живого воплощения самопожертвования во имя освобождения человека; милосердного, несмотря на утрату родных от гайдамацких рук еврея Цвикловица; подверженного замыслы, контрастирующего с напыщенной шляхтой судьи Дубровского - благородной неподчиненность злым ветрам суток. Поднеся победу гуманности и справедливости над местью, Кочерга в сутки сталинщины подал голос в защиту благородных принципов общественного и межчеловеческого жизни, межэтнических отношений, чем обновил классическую традицию («Драмована трилогия» П. Кулиша).

Сторонник. творческого поиска, автор драмы-феерии «Марко в аду» (1928) вполне использовал художественные того факта исчезновения в 20-х гг вагонов стройматериалов на железной Гришино - Ровно, который расследовал Кочерга-работник инспекции. На помощь при этом стала богатейшая фантазия.

Реальный план первых двух действий (у них командир Марк, похожий на героев ранней прозы Ю. Яновского властной решимостью и наганом, в поисках военного имущества прибывает на станцию ??«Путаница», однако злягае в тифозной горячке! Изменяется условно-фантастическим последующих. В них разворачиваются приключения в аду Марка, девушки Маруси и бездомного Хламушкы.

Определенной литературной моделью была здесь украинская сатирическая поэма XVIII в. «Адский Марко»-о казака, который приструнил черта в аду. Эти сцены-интермедии имеют особое значение, потому что воспроизводят без украшений советскую действительность в комедийно-фарсовом, гротескном и сатирическом ключах. Причудливая компрометация отрицательных черт 20-х pp. касается быта (пьянство, взяточничество), дел художественных. Это иронические намеки на засилье пьес-переделок (реплика Фанфариеля, что оригинальном черту только на сцену выбраться, «революционных» театральных лозунгов за реализм во всех проявлениях, в том числе пародийно указанный как «статический, экзотический, всестороннее и категорический». Весомым видится в пьесе гуманистическая тема защиты человека (сцена у адской ворот окутана сочувствием к людям, которые «опоздали на поезд жизни» через сильные локти других).

Чтобы иметь право высказывать такие мысли, воспитанный на мировой классике автор должен писать и пропагандистские «кооперативные» пьесы о коллективизации, классовой борьбе с кулаками на селе, которые должны успокаивать партийных наблюдателей.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены