РСС- Blogwar.ru
 

Курс валюты

Курс Доллар США - рубль

Новости от Яндекса

 

Структура информационных систем

1 апреля 2013, понедельник
Структура информационных систем

Компьютерные ИС относятся к классу сложных систем, которые содержат много различных элементов, взаимодействующих. Полной и общепринятой классификации элементов ИС до сих пор не существует. Чаще в структуре ИС выделяют компоненты - элементы, которые считают неделимыми. Компонент (подсистема) ИС - это часть ИС, выделена по указанному признаку или совокупности признаков, рассматривается как самостоятельное целое. По своему назначению компоненты делятся на обеспечивающие и функциональные.

Обеспечительные компоненты - виды обеспечения - ИС:

техническое - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании системы;

программное (ПО) - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности ИС;

математическое - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов решения задач, применяемые в ИС. К этому виду обеспечения включают модели и алгоритмы, которые становятся в дальнейшем инструментом разработки программных средств (модели системы управления и объекта автоматизации относят к организационному обеспечению);

организационное - совокупность документов, описывающих технологию функционирования ИС, методы, согласно которым пользователи выбирают и применяют технологические приемы для получения конкретных результатов при функционировании ИС;

информационное - информационные ресурсы как предмет труда, методы и средства ведения информационной базы. К информационному обеспечению относятся формы документов, нормативная база и реализованы решения по объемам, размещению и формам существования информации, используемой в ИС при ее функционирования;

лингвистическое - совокупность средств и правил формализации естественного языка, которые во время функционирования ИС используются при общении пользователей и эксплуатационного персонала ИС с комплексом технических средств;

правовое - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании ИС и юридический статус результатов такого функционирования;

эргономичное - совокупность средств и методов, которые создают благоприятные условия труда человека в ИС, условия для взаимодействия человека и ЭВМ. Эргономические требования определяются свойствами человека и характеристиками среды и устанавливаются для повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования системы «человек - машина».

Функциональный подход к структуре ИС позволяет выделить ее элементы по другому принципу.

Функция ИС - это совокупность действий ИС, направленная на достижение указанной цели. Перечень функций конкретной ИС зависит от сферы ее деятельности, объекта управления, назначения и т.д..

Составные ИС - эргономическое обеспечение и пользовательский интерфейс

Работа пользователя с ИС должна быть удобной и комфортной. На эмоциональное, физическое и умственное комфорт человека влияют социальные факторы, факторы физической и психологической эргономики - психологический климат, конструктивные особенности оборудования, доступность и надежность системы, чувствительность системы, качество разработки диалога «пользователь - система».

Интерфейс пользователя - это комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером. Это понятие включает три главных аспекта:

язык действий - что может делать пользователь при взаимодействии с ИС;

язык отображения - что видит (слышит) пользователь в результате работы системы;

базу знаний - что необходимо знать пользователю для работы с ИС.

Близким по смыслу к термину «функция ИС» является термин «задача обработки данных» - функция или ее часть, представляет собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результатам заданного вида.

Классификация задач важна для понимания возможного назначения ИС и характеристик технологии автоматизированной обработки данных.

По сфере решения задачи можно разделить на экономические, политические, правовые и т.д.. Основой решения любой правовой задачи является то или иное преобразование информации. Учитывая это правовую задачу (в широком смысле) можно определить как ситуацию правового характера требует выполнения определенного комплекса действий, имеющих целью найти такие количественные и качественные характеристики исходной информации об объекте познания, которые, в свою очередь, дали бы возможность получить новые знания о нем и использовать их для отыскания истины в исполняемом правовом исследовании. Поскольку исходной информации часто не хватает для решения задачи, то приходится преобразовывать и саму ее постановку.

С точки зрения возможности автоматизированного решения правовые задачи, как и любые другие, можно разделить на несколько типов:

такие, которые может решить только человек;

такие, что человек может их решить, воспользовавшись техническими средствами для выполнения тех или иных операций, входящих в задачи;

такие, что человек может их решить, образовав с машиной диалоговую человеко-машинную систему;

такие, что машина может их решить без вмешательства человека.

Граница между названными типами задач расплывчатая, но наблюдается постоянная тенденция к увеличению доли работ, выполняемых автоматизировано или автоматически. Примером является разделение обязанностей между человеком и ЭВМ с судебно-криминалистической экспертизы. В начале использования вычислительной техники судебный эксперт работал с ЭВМ через посредника (оператора) - формировал задачи и исходные данные, применял традиционные криминалистические методы исследования для контроля и пополнения машинных данных, сопоставлял полученные результаты и формулировал выводы. Впоследствии необходимость в посреднике отпала, а с полным признанием надежности результатов, получаемых с помощью ЭВМ, отпала необходимость в параллельных исследованиях с использованием традиционных криминалистических методов. Сегодня выполнение некоторых видов криминалистических экспертиз (главным идентификационного характера) полностью автоматизировано - от кодирования исходной информации к оценке полученных результатов.

Способ взаимодействия человека с ЭВМ, разделение обязанностей и ответственности между ними во многом зависит от степени формализации алгоритма. По этому признаку различают:

формализованные задачи - задачи, для которых определен четкий алгоритм решения, описываемый в виде математических формул и зависимостей. Такие задачи могут решаться в автоматическом режиме;

частично формализованные - полный алгоритм решения задачи неизвестен, известны только отдельные его части. Решение задачи разбивается на отдельные этапы, порядок выполнения которых зависит от промежуточных результатов, которые должен оценить пользователь. Для таких задач предполагается интерактивный режим решения;

неформализованные - невозможно определить алгоритм вычисления заранее. Для решения таких задач существуют специальные методы, с помощью которых в интерактивном режиме можно выполнить определенное действие, задав начальные условия, которые могут постоянно меняться. Качество решения задачи целиком зависит от квалификации, таланта и интуиции человека.

По методу исчисления (математической сущностью) выделяют задачи прямого расчета, в которых выполняются обычные арифметические действия с четко определенным алгоритмом; оптимизационные, которые заключаются в выборе одного (оптимального по определенному критерию) решения среди многих возможных, и информационно-поисковые (типа « вопрос-ответ »). Для оптимизационных задач характерны, как правило, небольшие объемы входных данных и сложные методики расчетов с использованием различных математических моделей. Сложные методики решения присущи и информационно-поисковым задачам, оперирующие значительными объемами информации, характерно и для задач прямого счета, которые являются простыми относительно алгоритма.

По характеру преобразования информации различают задачи вычислительные, имитационные, принятия решений.

По регулярностью решения бывают задачи систематические, эпизодические и случайные, а по частоте возникновения и необходимой скоростью решения - регламентированы и оперативные.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
   
 
 
© 2010–2017 «Blogwar.ru», все права защищены